Донбасс. Темная сторона блокады

Блокада недалеко от Торецка. Февраль 2017 года

(Друкуємо мовою оригіналу)

С 1 июня активисты обещают начать вторую волну блокады Донбасса. Помогут ли такие действия вернуть Украине временно неподконтрольные территории? И как Украине изменить отношение к блокаде жителей занятой сепаратистами части Донбасса, которые в большинстве своем ее не одобряют? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии рассказали политолог, аналитик гражданской сети «Опора» Александр Клюжев, советник министра информационной политики Дмитрий Ткаченко и политический аналитик Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива Мария Золкина.

Александр Клюжев: Как показал экспертный опрос, большинство не верит в позитивное влияние этой акции. Хотя большинство экспертов понимают, что это был вынужденный шаг государства, потому что в тех условиях, которые складывались, уже невозможно было затягивать с окончательным решением, так как оно стало острополитическим. Появились геополитические возможности манипулировать настроением людей и, фактически, был серьезный риск дестабилизации.

Незаконные группировки «ЛНР» и «ДНР» уже приняли решения про так называемую «национализацию» предприятий. И могла быть такая ситуация: когда правительство, будто реагируя на западную реакцию, общую логику минского процесса, могло принять решение, что мы часть товаров или угля забираем, часть оставляем. А та сторона говорит: «Нет. Вы принимайте, что хотите, но мы должны провести прямые переговоры». А это невозможно. В такой ситуации это уже было бы вопросом не Донбасса, а внутренне-политического противостояния. И Россия на этом хорошо сыграла. Мое мнение, с одной стороны – этот шаг был правильным. С другой – каким образом были разорваны экономические отношения – так делать нельзя.

Мария Золкина: Эксперты сошлись на том, что государство обязано развивать социальные гуманитарные инициативы для того, чтобы не потерять оставшиеся связи с гражданами, которые сейчас живут на оккупированных территориях. Это и упрощение пересечения линии разграничения, и получение административных услуг на прифронтовых территориях, это максимальный доступ к образованию. Как показал опрос, и эксперты, и население на прифронтовых территориях поставило негативную оценку усилиям государства по разъяснению своих шагов. Население запуталось. Оно не видит целостной линии государственно политики в отношении Донбасса. И, в лучшем случае, там считают, что стратегия есть, но она не понятна. Основная часть считает, что просто царит хаос.

На весну этого года бюджет группировки «ДНР» формировался на местах на уровне 18%. Это значит, что 82% – это субвенция бюджета Российской Федерации
Дмитрий Ткаченко

Дмитрий Ткаченко: Та блокада, в каком она виде произошла, это чистый российский сценарий. И те «Ура-патриоты», которые используют человеческий ресурс, играли на руку этому сценарию. На весну этого года бюджет группировки «ДНР» формировался на местах на уровне 18%. Это значит, что 82% – это субвенция бюджета Российской Федерации. Кроме того, раньше предприятия – больше 200 человек –были под юрисдикцией Украины. Это значит, что Украина платила гривнами зарплаты. Это был, действительно, момент связи с украинской экономикой и государством. Но теперь все изменилось. Мало того, что они возобновляют эти технологические цепочки: вывозить все в Россию, а оттуда уже в Египет, к примеру. Я уверен, что через год бюджет группировки «ДНР» будет уже формироваться, как 30%. Какая цель была этой блокады? Удорожить оккупацию! А получилось, что наоборот удешевили.

– Альтернатива блокаде есть? Возможно ли все вернуть?

Александр Клюжев: Противоположная сторона уже не согласится при любых обстоятельствах на восстановление предыдущего формата сотрудничества между предприятиями, которые были зарегистрированы в Луганской и Донецкой областях. Тогда схема предусматривала, что работники оформлены в украинском государственном банке, у Украины есть контроль за передвижением товаров, как минимум за уплатой налогов.

И даже если мирные переговоры приведут к реинтеграции тех территорий, для России очень важно, чтобы были нелояльные там граждане
Александр Клюжев

Теперь же нужно учитывать общую стратегию России – разрывать связи между людьми. Таким образом, в любом варианте мирного урегулирования, то население, проживающее на оккупированной территории, должно, по их логике, оставаться врагами государственной политики. И даже если мирные переговоры приведут к реинтеграции тех территорий, для России очень важно, чтобы были нелояльные там граждане. Надо, чтобы люди сохраняли вражду, занимали такую позицию: «Это не наше государство. Будем договариваться на равных. Вы должны гарантировать нам права».

Общество должно понимать, что без доверия к государству, это государство спасти нельзя
Александр Клюжев

Россия несколько свою стратегию перевернула – будто бы по инициативе Украины состоялась блокада… Украине очень повезло, что Россия не воспользовалась своими спецслужбами для дестабилизации ситуации еще больше. Когда государство заменяют те, кто не наделен такими полномочиями, то для всего мира это признак, что государство не может справиться со своими функциями. Общество должно понимать, что без доверия к государству, это государство спасти нельзя.

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)