(Друкуємо мовою оригіналу)
До войны в специальной общеобразовательной школе-интернате города Горское Луганской области училось больше 200 детей с особенностями умственного развития. Сегодня воспитанников почти вдвое меньше, но некоторым ехать некуда – родители остались на оккупированной территории. Один из таких детей – 12-летний Виктор Широчин. Ему предлагали жить в Одессе, у Черного моря, но мальчик захотел быть поближе к родному Донбассу.
От города Горское Луганской области до фронта не так далеко, но в последний раз артиллерийские обстрелы были тут около двух лет назад. Сегодня на улицах тихо, главная проблема – безработица, местные угольные шахты работают все меньше, говорят местные жители. В Горском расположено одно из немногих специализированных учебных заведений Луганской области – школа-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии. Похожее заведение работает в Новоайдаре и в Луганске, который сейчас контролируют пророссийские боевики.
До боевых действий в горском интернате было больше 200 человек, но с началом войны многие родители разъехались, и тут осталось всего 125 воспитанников. 17 из них – сироты, у 9 из которых нет даже опекунов, о них должна заботиться администрация школы.
Один из таких детей – 12-летний Витя Широчин. Еще давно его родителей лишили родительских прав и перевели его с братом-близнецом Антоном в интернат. После начала войны детей вывезли в Одессу, а полтора года их возвращали в Горское. Брат остался у Черного моря, а вот Витя захотел быть поближе к дому. Его родители живут на оккупированной территории, неподалеку от Первомайска Луганской области. Говорит, что скучает по семье и друзьям.
Все уезжают в эту пятницу. А я нет. Я буду тут один. Никиты тут нет, он домой уехал. У него мама
«Все уезжают в эту пятницу. А я нет. Я буду тут один. Никиты тут нет, он домой уехал. У него мама», – говорит Витя. Пока мальчик общается с корреспондентами, мастерит что-то из конструктора. Говорит, что это – дом, где он когда-то жил.
Психолог школы-интерната Виктория Макотерская раньше работала в обычной общеобразовательной школе. В интернат для детей с особенностями умственного развития она перешла работать после начала войны.
Витя учится в меру своих сил, хотя способен и на большее, говорит психолог. Она регулярно проводит с 12-летним ребенком творческие и коррекционные занятия. Спрашиваем, над чем Вите приходится работать в первую очередь.
Разбираем конфликтные ситуации, если они возникают в классах. А они возникают довольно частоВиктория Макотерская
«Познавательные процессы, память, мышление, внимание. Также налаживание отношений в группе, чтобы было меньше конфликтов между детьми. Разбираем конфликтные ситуации, если они возникают в классах. А они возникают довольно часто», – говорит психолог. По словам Макотерской, конфликтов в таком интернате не меньше, чем в обычной школе, хотя дети тут проще и не так сильно развита конкуренция между подростками, как в обычных школах.
С началом войны в школу поступили 7 переселенцев. В школе учатся и дети, родители которых остались на оккупированной территории, говорит Елена Комаристая, заместитель директора по учебной работе.
«У нас таких детей немного, из выпускников – двое. Родители заберут их туда и будут уже там устраивать их дальнейшую судьбу. Хотя один из них поступает в Северодонецкое ПТУ, это на подконтрольной территории, и будет учиться дальше», – рассказывает она.
Хотя усыновляют здесь сирот нечасто, в день нашего приезда одному из школьников, Егору Дрозду, повезло. С 2012 года он много раз, на Рождество и летние каникулы, летал в гости к большой американской семье. Полгода назад они решились на усыновление, собрали необходимые документы и теперь у Егора будут две новые сестрички и трое братьев.
До этого около 6 лет назад одну сироту усыновила семья из Италии, еще одного – американцы. Но иногда в семью к себе берут сирот и местные жители, говорит директор интерната Любовь Маркова. Так несколько лет назад школьника по имени Ваня с довольно тяжелым диагнозом взяла под свое опекунство жительница Луганской области Галина. Она работала проводником международного поезда Луганск-Варшава, а после начала войны стала переселенцем – переехала в город Коростень Житомирской области. Сегодня Ваня заканчивает там 9-й класс.
Война сплотила жителей Горского, говорит директор. Даже к интернату местные жители стали относиться с большей любовью.
ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)