Реалии оккупации: Харцызск

(Друкуємо мовою оригіналу)

Стагнация экономики, заброшенные шахты и предприятия, а также обедневшее население – таковы реалии существования в неподконтрольном Украине Харцызске. Жизнь некогда одного из промышленных центров Донбасса видел донецкий блогер Станислав Васин.

Жизнь на неподконтрольной территории можно сравнить со светом тусклого фонаря. В самом центре вы ещё можете обнаружить яркость и даже разнообразие. Но чем дальше от источника света, тем более он рассеивается, и становится всё темнее. Достаточно отъехать на несколько километров от центра Донецка, в котором действительно много работающих кафе, ресторанов, театров, – и вы получите совершенно иную картину. Эта картина будет складываться из звуков пулемётных очередей, разбитых дорог, воронок от мин и очень бедно одетых людей.​

Харцызск лишь открывает периферию депрессивности и заброшенности

И чем дальше от центра, тем ситуация ещё более печальна. Харцызск лишь открывает периферию депрессивности и заброшенности, которая уходит вглубь неподконтрольных территорий. Хотя в чём-то город копирует Донецк. Центр в километре от автовокзала – достаточно спокойный и чистый. Население Харцызска и до войны было небольшим, а после её начала город опустел, и жизнь здесь сосредотачивается вокруг небольших «островков», вроде местного ДК или супермаркета «Обжора». Некоторые из жителей даже иронично называют бывшее «АТБ», а ныне «Первый республиканский» «центром мира».​

Большая часть промышленных предприятий здесь либо разграблена, либо работает в половину мощности

Но отдалённые районы Харцызска представляют собой стагнацию в чистом виде. Причём речь идёт не только об экономике: ввиду обилия промзон, Харцызск стал сплошной военной базой, в которой боевики держат свою технику и личный состав. Это же отражается и на местном населении: часть мужчин в таких посёлках, как «Коммунист», уходит в незаконные вооруженные формирования, где хоть что-то платят. Остальные просто пьют и сдают остатки того металлолома, который ещё не вырезали сами боевики. Большая часть промышленных предприятий здесь либо разграблена, либо работает в половину мощности. Местные говорят, что, к примеру, на «Харцызском трубном заводе» – некогда одном из мощнейших предприятий Донбасса – в октябре выплатили зарплату лишь за июль. Если вы пройдётесь по городу, то среди объявлений практически не найдёте предложений о трудоустройстве: большинство объявлений посвящено выезду в Российскую Федерацию, Крым, а также оформлению пенсий на подконтрольной территории.

Очень красноречиво о положении Харцызска говорит местный железнодорожный вокзал. Из 15 путей сейчас активно используются только два. Причём на первый приходит едва ли не единственная здесь электричка – «Ясиноватая-Иловайск», всего с четырьмя вагонами. А второй занят товарным составом с местным углём. Вот только вагоны в этом составе – российского производства, и уголь также предназначен для вывоза в Россию. Так, на вагонах с харцызским углём можно прочесть «РЖД. Собственник открытое акционерное общество «ВЗБ-Лизинг». А дальше идёт номер телефона с кодом Москвы.

Но куда больше впечатляют остальные железнодорожные пути, а они не пустуют. Здесь размещено более десятка пустых ржавых железнодорожных составов украинского производства. Причём дно некоторых из вагонов проржавело до дыр, так что уголь туда в принципе невозможно насыпать. Собственно, и насыпать нечего, так как большая часть шахт закрыта. А тот минимум угледобычи, который ещё удаётся сохранять в оккупации, уходит новыми вагонами в Российскую Федерацию.

ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)