Насколько эффективно ненасильственное сопротивление на Донбассе?

Надпись на Набережной Донецка, 24 августа 2016 года

(Друкуємо мовою оригіналу)

Гимн Украины на День независимости 24 августа в занятом сепаратистами Донецке. Надписи «Слава Украине» и «Рашисты –​ вон из Донбасса!» на стенах городов Донбасса. Свастика на флаге «Новороссии» на улице, которую кто-то нарисовал ночью. На оккупированной части Донбасса появились первые признаки ненасильственного сопротивления, которое в свое время практиковали индусский лидер Махатма Ганди и борец за права чернокожих Мартин Лютер Кинг.

Их борьба завершилась успехом. А насколько это эффективно на подконтрольной сепаратистам части Донбасса, где мирные люди с проукраинской позицией де-факто не имеют никаких прав?

По мнению руководителя «Агенства ненасильственных решений», переводчика и издателя книги «Сопротивление репрессиям» Дмитрия Потехина, ненасильственное сопротивление на оккупированной части Донбасса и аннексированном Россией Крыму сейчас является наиболее эффективным методом борьбы.

«Есть много и других способов. Но этот очень важен. Он должен показать, что есть люди, которые борются. Это очень важно, ведь эти символы неповиновения объединяют людей. Не обязательно сразу в одном месте и много, но тех, которые до определенного момента не высказывают свое мнение вслух и открыто», – считает Потехин.

По его мнению, действия ненасильственного сопротивления позволяют показать единомышленникам существование тех людей, которые придерживаются их взглядов тогда, когда проявление этих взглядов может стоить жизни и свободы.

«Это глубокая украинская традиция такого сопротивления и однозначно успешная. Сейчас спрос на вот такое действие будет возрастать. И то, что появляются такие вот символы сопротивления наталкивает на мысль, что все будет хорошо. Учебник, который сделали мои сербские друзья по ненасильственному сопротивлению, достаточно хорошо сделан для того, чтобы планировать самому или с людьми, которым ты доверяешь. Пример Сергея Захарова, который не побоялся выйти в Донецке и показать структуры на Стрелкова и других террористов. А когда ты на насилие со стороны режима отвечаешь ненасильственными методами – это делегитимизирует режим», – говорит Потехин.

Сергей Захаров («Мурзилка»):

«По прежнему эти формы протеста могут быть эффективными. А почему эффективными? Потому что они будут показывать тем людям, которые остаются при мнении, что там действует оккупационный режим, а они вынужденные заложники, что есть люди, которые думают так-же. И это будет способствовать тому, что так или иначе эти низовые инициативы, личные встречи будут расширяться. Это на данный момент само мощное оружие, так-как силовой сценарий, как не парадоксально, может быть. Но мы видим, что ситуация развивается по другому и надежда только на ненасильственное сопротивление».

Выпуск радиопрограммы «Донбасс.Реалии» с участием Сергея Захарова:

С Потехиным не согласен журналист проекта «Крым.Реалии» Сергей Громенко. По его мнению, на «людоедский» режим, который сейчас имеет место в оккупированном Крыму, не подействуют акции ненасильственного сопротивления.

«С подачи либеральных СМИ есть мнение, что ненасильственное сопротивление открывает любые двери, но на самом деле это не так. По настоящему против людоедских режимов оно бесполезно. Примеры очень просты. Мы знаем, что ненасильственное сопротивление не помогло ни решить проблему ни с нацистским режимом в Германии в тридцатые годы. Оно не помогло против Пиночета, оно оказалось неэффективным против Саддама Хусейна, против Муаммара Каддафи. Там приходилось решать эти вопросы силовым путем с, соответственно, жертвами. Чем отличается по-настоящему людоедский режим от не по-настоящему. Всего-навсего тем, что по-настоящему завязаны на себе экономически и не нуждаются в одобрении-не одобрении. Они не боятся воздействия внешнего мира», – считает Громенко.

Режим, который установили группировки «ДНР» и «ЛНР», по его мнению, значительно хуже, чем тот, который установлен в Крыму.

«Даже если завтра на Красной площади начнут «есть младенцев» – это не повлечет за собой «гуманитарные бомбардировки», как это имело место при Слободане Милошевиче. Потому что Россию защищает ядерное оружие и Крым, к сожалению, сейчас тоже под российским ядерным зонтиком и далеко не все там сработает. Мы видим, как по российскому законодательству «легально» запрещают такие действия. На территории подконтрольной «ДНР» и «ЛНР» такая форма бесполезна. Более того, бубличная форма протеста там приведет к изоляции и, возможно, гибели того неравнодушного человека, который на нее решится. Подпольные же методы: нанесение граффити, листовки, символический вандализм – конечно влияют на психологию сторонников режима», – рассказывает крымский журналист.

ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)