Обмены пленными с боевиками проходят на неравных условиях – правозащитник

Иллюстративное фото. Президент Украины Петр Порошенко встречает освобожденных из плена Юрия Супруна и Владимира Жемчугова. Киев, 17 сентября 2016 года

(Друкуємо мовою оригіналу)

Ситуация с обменом заложниками между сепаратистами и украинской стороной уже несколько лет остается без особых изменений. Недавно из плена пророссийских боевиков были освобождены Владимир Жемчугов и Юрий Супрун. Однако повлиять на ситуацию не могут ни западные партнеры Украины, ни спецслужбы.

Политолог Андрей Бузаров, говоря о новом этапе обмена, акцентирует внимание на том, что давления Запада недостаточно для урегулирования данного вопроса. Договариваться, прежде всего, должны Украина, Россия и незаконные вооруженные формирования, контролирующие часть Донецкой и Луганской областей.

Процедура обмена пленными и дальше будет в довольно сложном состоянии, поскольку здесь нужно иметь желание двух сторон находить консенсус
Андрей Бузаров

«Процедура обмена пленными и дальше будет в довольно сложном состоянии, поскольку здесь нужно иметь желание двух сторон находить консенсус, поэтому и возникают сложности. Хочу отметить, что обмен пленными – это единственный пункт Минских соглашений, который хоть как-то выполняется», – говорит политолог.

Кроме того, Бузаров говорит, что европейские лидеры довольно отстранённо реагируют на проблемы заложников. Очередной иллюстрацией этому стал визит на Донбасс министров иностранных дел Франции и Германии.

Визит на Донбасс министров иностранных дел Франции и Германии – Жан-Марка Эро и Франка-Вальтера Штайнмайера. 15 сентября 2016 года

Участники «нормандского формата» стараются дистанцироваться от процедуры обмена пленными. Они о ней говорят, но реально в неё не вмешиваются
Андрей Бузаров

«Участники «нормандского формата» стараются дистанцироваться от процедуры обмена пленными. Они о ней говорят, но реально в неё не вмешиваются, за редким исключением, как в ситуации с Надеждой Савченко. Запад не может хоть как-то существенно повлиять на ситуацию обмена пленными», – говорит Бузаров.

Правозащитники же акцентируют внимание на том, что нет точных данных о людях, попавших в плен.

«Если только обменяли тех, кто попал в плен, более трёх тысяч, то о чём говорить? А убитых очень много в плену. У нас есть информация, которую мы собираем на эту тему, в плену – уже больше тысячи погибших в этой базе», – говорит член Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.

Евгений Захаров

Правозащитник отмечает и разницу в содержании в местах несвободы со стороны боевиков и со стороны спецслужб Украины. «Там они совершенно жуткие. В основном это здание не приспособлено для содержания заключенных. Никакой медицинской помощи не оказывали вообще, кормили ужасно».

Кроме того, сепаратисты задерживают украинских граждан, руководствуясь как минимум тремя принципами и целями, говорит правозащитник. Гражданских лиц задерживают с целью требования выкупа. Активистов и волонтеров удерживают в подвалах с целью запугивания населения и показательных судов. Третья цель – создание «обменного фонда». Правозащитник отмечает, что обмен, как правило, неравный, и за одного украинского пленного сторона боевиков требует минимум двух своих.

ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)