(Друкуємо мовою оригіналу)
В Луганской области в ходе военного конфликта полностью разрушено 547 жилых домов. Еще 6 тысяч – повреждены. На ремонт поврежденных домов выделяются деньги из областного и местных бюджетов. А вот получить компенсацию за полностью уничтоженное жилье люди не могут, так как до сих пор не принята законодательная база. Единственный выход для таких людей – ждать помощи от международных гуманитарных организаций. Но их возможности ограничены. И помогают они единицам.
В прифронтовой Попасной буквально с нуля отстраивают два дома, которые были разрушены в ходе боевых действий. Один из них принадлежит семье Бабенко. Их жилье было уничтожено во время обстрела 29 января 2015 года. Тогда хозяин дома Валерий Бабенко с женой и двумя детьми находились у родственников в Новопсковском районе. О случившимся узнали на следующий день от соседей.
Ничего не осталось в доме. Там взрыв такой силы былВалерий Бабенко
«Ничего не осталось в доме. Там взрыв такой силы был, что ничего там не осталось. Все побитое, все разрушенное. Вот оно все побитое. Тут – двери, там – холодильник разбитый», – рассказал Валерий Бабенко.
Отстраивать жилье семье Бабенко помогает международная организация «Норвежский совет по делам беженцев». В общей сумме они выделят 11 тысяч долларов на строительство дома. Деньги даются в несколько этапов. Сначала для возведения фундамента, затем для строительства стен и в конце на кровлю. По словам координатора «Норвежского совета по делам беженцев» Игоря Каменского, проект предусматривает, что всеми вопросами строительства занимаются собственники.
Им выделяются деньги. Они сами должны найти строителя, они сами находили поставщиков. Закупка материаловИгорь Каменский
«Хозяева этого дома очень довольны. Единственное – они немножко побаиваются. Им выделяются деньги. Они сами должны найти строителя, они сами находили поставщиков. Закупка материалов. Это все на них. Здесь нет такого, что мы построили дом и отдали ключи человеку. Здесь проект, где мы работаем вместе с хозяином. Его доля ответственности такая же, как и наша», – рассказал Игорь Каменский.
Этот проект реализуется в Луганской области в прифронтовых районах уже второй год. В 2015 восстановили жилье для 4 семей. В этом году идет восстановление еще 6 домов.
Нет механизма компенсации за разрушенное жилье – Сурай
Но для Луганской области это – капля в море. По данным областной администрации, в регионе полностью разрушено более чем 500 жилых домов. Еще 6 тысяч – повреждены. И если на ремонт поврежденных домов деньги из областного и местных бюджетов выделяются, то с компенсацией за полностью разрушенные дома есть проблемы. Как рассказал директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Луганской ОГА Виталий Сурай, по всем разрушенным домам составлены акты и проведены расчеты по выплате компенсаций. Но до сих пор нет законодательной базы, чтобы проводить эти выплаты.
Есть 3 законопроекта, но мы понимаем, что Верховная Рада сейчас на каникулахВиталий Сурай
«По разрушенному жилью, к сожалению, на сегодняшний день механизма нет. Неоднократно мы обращались к народным депутатам от Луганской области. Есть 3 законопроекта, но мы понимаем, что Верховная Рада сейчас на каникулах», – рассказал Виталий Сурай.
В Луганской области компенсация за разрушенное во время боевых действий жилье один раз все же выплачивалась. В мае деньги начали получать семьи из разрушенной в Лисичанске многоэтажки. Средства на это выделили из областного бюджета. По словам Виталия Сурая, этот случай действительно может быть прецедентом для выплат и другим лишившимся жилья семьям. Но денег областного бюджета на это попросту не хватит. Так как нужно порядка 400 миллионов гривен. Поэтому, пока украинский парламент не примет законы, позволяющие выплачивать компенсацию из госбюджета, люди, оставшиеся без жилья, могут рассчитывать только на себя или возможную помощь международных организаций.
ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)