В «серую зону» везут продуктов больше, чем людей там находится – Мещерякова

Иллюстрационное фото

(Друкуємо мовою оригіналу)

Незаконная перевозка грузов через линию разграничения в зоне военного конфликта на Донбассе процветает. По словам бывшего главы Луганской военно-гражданской администрации Георгий Туки, причина в том, что ее покрывают самые высокие военные и политические чины в Украине.

​По словам бывшего бойца спецподразделения налоговой полиции Государственной фискальной службы Украины «Фантом» Натальи Мещеряковой, на подобный вид деятельности есть спрос и предложение. Существует и безнаказанность, при этом, безнаказанность в отношении тех, кто зарабатывает на этом деньги.

Об этом она рассказала в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».

«Не водители и даже не владельцы груза получают основную прибыль от такого вида деятельности. А те, кто способствует этому. На сегодняшний день у нас нет в законодательстве нормы, которая бы пресекала подобные действия. У нас есть только нормы о незаконном получении выгоды, коррупции. Но мы можем говорить о взятках только в тех случаях, когда мы имеем лицо, наделенное определенными полномочиями. А на сегодняшний день у нас нет никого с достаточными полномочиями, чтобы остановить подобную «контрабанду». Например, в «серую зону» въезд машин осуществляется беспрепятственно и никто не имеет полномочий их останавливать. Ни у ВСУ ни СБУ ни Погранслужбы», – говорит Мещерякова.

Большая проблема, по ее словам, состоит в том, что нет определенного порядка, необходимого подзаконного акта, который мог бы регулировать эту сферу.

«До 22 августа СБУ должна была разработать, а Кабмин утвердить порядок перемещения товаров. Товаров «из» и «в» зону АТО. Там даже нет понятия «линия разграничения» и «оккупированная территория». С Крымом есть определенный закон, который определяет статус Крыма, тут этого нет. Я знаю, что Государственная фискальная служба, со своей стороны, дала уже все видения и предложения. Есть проект этого порядка. До марта этого года существовал перечень предпринимателей, которые могли завозить продукцию в свои магазины в «серой зоне». Теперь перечень отменили, лимиты товаров отменили. Хотя лимиты товаров были такие, что наестся можно было всем. Это учитывая то, что покупательная способность у людей там низкая, многие выехали, количество людей сознательно раздувается из-за того, что там зарегистрированы переселенцы, которые на самом деле не приезжают, а используют справку переселенца для проникновения в серую зону и далее, в обход КПВВ. Если постоять на блокпосту, который крайний в «серую зону», то проезжает туда от 20 до 30 машин в день. И это машины, которые везут продукты, как они говорят и по документам, в «серую зону». Но даже если взять 20 машин, которые везут от двух до трех тонн продуктов, то можно себе представить, что это физически не реально скушать», – говорит она.

В радиоэфире Мещерякова не стала опровергать либо подтверждать причастность к подобным схемам должностных лиц СБУ или других силовых структур.

«Буквально на днях вышел сюжет на канале «2+2». Немножко желтая передача. Там, не представив фактов, оговорили подразделение, которое на своем участке фронта физически не могло способствовать контрабанде в силу убеждений руководства и потому, что там физически проехать невозможно. Но рядом есть участки, на которых провезти можно и контроль осуществляют ВСУ. Но об этом журналисты молчат», – возмущается она.

Называя суммы за провоз одной фуры, которые встречаются в коррупционных схемах, Мещерякова говорит, что исчисляются они сотнями тысяч гривен.

«Это могут быть сигареты, алкоголь, медикаменты, оборудование для телекоммуникации и так далее. Оттуда тоже и сигареты и алкоголь, там действуют такие заводы. Наша задача не поймать, а сделать так, чтобы не проехали. Нужно знать все дорожки, все тропинки, все подъезды. Задержать конечно можно, но сводные мобильные группы работают на упреждение. Самая большая партия, которую мы задерживали, это было 5 машин за несколько часов. Это были большие машины», – говорит Мещерякова.

По ее словам, она всегда была против, чтобы задерживались легковые машины, которые перевозят продукты.

«Люди просто пытаются выжить. Если человек везет 500 килограмм рыбы или даже тонну масла и сыра, заработает на этом он не много, а ощипают его на блокпостах и там, при въезде. Поэтому задерживать и составлять протокол... О чем? О том, что он просто пересекал линию разграничения? Для того, чтобы он просто пришел в суд и суд не нашел там состава правонарушения. За время работы подразделения «Фантом», было составлено около 400 протоколов. И в большинстве суды не находят состава правонарушения. Нельзя наказать человека и присудить ему штраф или еще что-то на основании статьи под которую не создан подзаконный акт», – резюмирует она.

ВЫПУСК ПОЛНОСТЬЮ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)