Боевики инструктируют исламских проповедников Донбасса

Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид Исмагилов

(Друкуємо мовою оригіналу)

Мусульмане организованно уезжают из-за военного конфликта на Донбассе. Об этом заявил Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид Исмагилов. Так, турки-месхетинцы, проживавшие под Славянском, в большинстве своем эмигрировали в Турцию. Это государство в целом планирует принять 3 тысячи соотечественников-беженцев из Украины. В то же время мусульмане украинского происхождения вынуждены решать свои проблемы самостоятельно.

Точных данных о количестве покинувших Донбасс мусульман нет, известно лишь, что из региона выехало несколько тысяч представителей мусульманской общины, рассказывает Саид Исмагилов.

Турки-месхетинцы, которые жили в Славянске, они переселись практически полным составом в Турцию. У нас произошёл значительный отток мусульман из Украины
Саид Исмагилов

«Несколько тысяч человек, большая часть переселенцев именно с оккупированной территории. Не стоит забывать то, что турки-месхетинцы, которые жили в Славянске, они переселись практически полным составом в Турцию. У нас произошёл значительный отток мусульман из Украины», – рассказал Исмагилов.

По словам муфтия, он и его община до последнего пытались донести до земляков, что место Донбасса в единой Украине.

Когда началась волна сепаратизма, мы принимали участие в митингах в Донецке за целостность и единство Украины против войны и разделения страны. Когда Донецк был оккупирован, последним островком оставался «молитвенный марафон». Несколько раз этот «молитвенный марафон» разгоняли, громили, людей арестовывали, били
Саид Исмагилов

«Когда началась волна сепаратизма, мы принимали участие в митингах в Донецке за целостность и единство Украины против войны и разделения страны. Когда Донецк был оккупирован, последним островком оставался «молитвенный марафон» для того, чтобы попытаться показать горожанам, что они не правы. Молились по-разному, взывали к людям на разных языках, можно даже так сказать. Несколько раз этот «молитвенный марафон» разгоняли, громили, людей арестовывали, били», – вспоминает муфтий.

Когда оставаться в городе стало невозможно, Саид выехал с пустыми руками. Как тогда казалось муфтию, выезжает он на короткое время.

В начале сентября я выехал из Донецка и больше не возвращался
Саид Исмагилов

«Сел в рейсовый автобус среди людей, переоделся в простую одежду, практически не взял с собой никаких вещей. На блокпосте меня проверяли, судя по всему, была уже наводка на то, чтобы меня задержать. Проверяли паспорта, заставили раздеться до пояса, когда вывели из автобуса, осмотрели все вещи, задавали вопросы. В конце концов, разрешили проехать. Так в начале сентября я выехал из Донецка и больше не возвращался».

Но выехали далеко не все. Саид Исмагилов говорит о том, что сильных репрессий на неподконтрольных территориях в отношении мусульман нет, больше страдают представители христианских конфессий, которых сепаратисты назвали «сектантами». Однако мусульманская община – на постоянном контроле у «спецслужб» группировки «ДНР».

Мусульмане находятся под достаточно жёстким контролем коллаборантов на оккупированной территории. Проверяют общины, священнослужителей, инструктируют, чтобы они ничего не говорили в своих проповедях про Украину. В некоторых общинах были произведены обыски и аресты
Саид Исмагилов

«Что касается людей, на оккупированной территории, то практически во всех городах Донбасса продолжают функционировать мусульманские общины и мечети. Мусульмане находятся под достаточно жёстким контролем коллаборантов на оккупированной территории. Постоянная работа так называемых «органов НКВД» ведётся. Проверяют общины, священнослужителей, инструктируют относительно того, чтобы они ничего не говорили в своих проповедях про Украину. В некоторых общинах были произведены обыски и аресты».

Сейчас и Саид Исмагилов, и его прихожане смирились с тем, что вернуться в свои дома они смогут не скоро, если смогут вообще.

Эфир полностью:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)