(Друкуємо мовою оригіналу)
Уровень безработицы на занятой боевиками территории почти в 2 раза выше, чем в целом по Украине. Таковы данные социологов. К тому же очень многие жители формально числятся занятыми, однако их предприятие давно простаивает. Люди пытаются найти выход в сезонных проработках и за территорией Украины. Тем временем главари группировок «ДНР» і «ЛНР» могут предложить лишь работу в своем «аппарате».
Украинские социологи провели опрос по безработице на оккупированном Донбассе. Исследование показало, что около 20% населения без работы – это, примерно, в 2 раза больше, чем в остальной Украине. Общаться с респондентами смогли только по телефону. Но, на занятых сепаратистами территориях многие граждане из наиболее бедных слоев не могут позволить себе мобильную связь. Таких в 3 раза больше, чем в других регионах Украине.
Руководитель отдела социально-политических исследований компании GFK Ukraine Инна Волосевич рассказала, что согласно последним опросам на подконтрольных группировкам «ДНР» і «ЛНР» территориях больше всего рабочих мест в «государственной» сфере.
На оккупированных территориях люди чаще всего работают в «бюджетных» организацияхИнна Волосевич
«Факт в том, что бизнес там не развивается, поэтому занятых в бизнесе там мало. На оккупированных территориях люди чаще всего работают в «бюджетных» организациях. Если сравнивать с Украиной, то у нас гораздо меньше бюджетников», – сообщила Инна Волосевич.
«Можно устроиться подсобным рабочим за 2 тысячи рублей»
Журналисты Радио Свобода связались с «центром занятости» группировки «ДНР», представившись безработными. Нам смогли предложить лишь временную работу в «госучреждениях». Там разнорабочий получает не более 2 тысяч рублей, то есть тысячу гривен.
«Подсобные работы, тепличные работы, подсобные рабочие нужны в «Донецкую академию внутренних дел», в «районный отдел образования», в ЖЭК нужен уборщик территории, подсобный рабочий, в «территориальный центр соцобслуживания» нужен подсобный рабочий», – рассказали в офисе сепаратистов.
Однако, одними лишь временными работами проблему занятости не решить, говорят экономисты. Большинство традиционных отраслей в группировках «ДНР» і «ЛНР» в упадке. Шахты затоплены, горловский химкомбинат «Стирол» не работает. Недавно из-за проблем с грузоперевозками стал и Донецкий металлургический завод. Мы созвонились с администрацией Донецкого металлургического завода. Вот что нам ответили:
– Пока мы стоим.
– Все производство стоит?
– Ну да, конечно, но планируем запуститься, пойдут грузы.
«Летом заработать в Краснодарском крае, зимой перекантоваться в Донецке»
На занятой сепаратистами территории сравнительно стабильно работают предприятия, которые перерегистрировались в Украине, рассказывают эксперты. Работникам платят зарплаты и налоги в украинский бюджет. Но таких единицы. К тому же в группировке «ДНР» недавно пригрозили «национализировать» все эти предприятия.
Поездки главаря группировки «ДНР» Александра Захарченко в Абхазию и Южную Осетию не прошли даром, рассказывают эксперты. Все больше предпринимателей из этих псевдореспублик везут свой товар на неподконтрольные Украине территории.Потому возник небольшой спрос на продавцов и грузчиков. Но и это не решает проблему занятости.
Экономический эксперт Национальной академии наук Украины Вячеслав Ляшенко сообщил, что многие жители оккупированного Донбасса пытаются устроиться на сезонные работы, в том числе и в России.
Традиционной была миграция из Донбасса на заработки в летний период в Ставропольский и Краснодарский край на заготовки фруктовВячеслав Ляшенко
«Традиционной была миграция из Донбасса на заработки в летний период в Ставропольский и Краснодарский край на заготовки фруктов. Возможно, эти сезонные миграции остаются, люди будут ехать туда, чтобы там летом заработать, а зиму каким-то образом перекантоваться здесь».
Украинские социологи сообщают, что на протяжении года безработица на захваченных территориях не уменьшается. Но «центры занятости» «ДНР» і «ЛНР» свою статистику не предоставляют.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)