(Друкуємо мовою оригіналу)
Почти 40% учащихся и более 70% педагогов знают об участии несовершеннолетних в военных действиях на Донбассе. Каждый четвертый студент ПТУ согласился бы принять участие в военных действиях. Такие результаты мониторинга Датского совета по беженцам, проведенного с февраля по март на подконтрольной Украине части Донецкой области. Также, согласно опросу, почти 10% опрошенных военных не стали бы мешать детям участвовать в военных действиях.
По словам специалиста программы защиты Датского совета по беженцам Дины Гуд, молодежь в возрасте от 16 до 18 лет, в первую очередь ‒ учащиеся ПТУ, находясь в непосредственной близости к зоне боевых действий, попадают в группу риска участия в них.
В свою очередь консультант программы Алексей Лазоренко отмечает, что все несовершеннолетние, проживающие в зоне боевых действий, так или иначе могут считаться вовлеченными в конфликт. Другой вопрос касается вовлечения именно в участие в боевых действиях.
Об этом они рассказали в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».
Ему исполнилось 18 лет, получил 5 лет лишения свободы с отсрочкой на 2 года
«Участие в вооруженном конфликте ‒ это вовлечение в любом качестве ребенка. Непосредственно с оружием в руках, носильщиком, перевозчиком, рабочим и, в том числе, сексуальная эксплуатация. Преподаватели одного из городов (находившихся ранее под контролем боевиков ‒ ред.) рассказали, как они забирали детей с блокпостов. Они рассказали историю о парне, который сфотографировался на блокпосту одного из незаконных военных формирований с автоматом. А потом им заинтересовалась СБУ и он, а ему уже исполнилось 18 лет, получил 5 лет лишения свободы с отсрочкой на 2 года», ‒ рассказывает Лазоренко.
29 января 2016 года на мероприятиях, посвященных Дню памяти героев Крут, президент Украины Петр Порошенко признал факт участия в боевых действиях на стороне сил АТО несовершеннолетнего, 17-летнего Назара Якубовского из Хмельницького. Он воевал в рядах добровольческого батальона «Айдар» и погиб осенью 2014 года. «Донбасс.Реалии» взяли комментарий по этому поводу спикера батальона «Айдар» Гайде Ризаевой:
Your browser doesn’t support HTML5
По словам Дины Гуд, взрослые зачастую не понимают, что значит вовлечение несовершеннолетних в участие в боевых действиях.
«Украина является подписантом множества международных документов, которые гарантируют невовлечение детей в вооруженные конфликты. Кроме того, уже приняты изменения в Закон Украины «Об охране детства», где четко обозначено и выведено даже такое определение, как дети, вовлеченные в конфликт. Но проблему нужно сначала выявить, а у нас и не существует механизма выявления», ‒ комментирует она.
По словам Лазоренко, представители программы обращались с имеющимися данными в Министерство обороны Украины. «Минобороны и Генштаб отвечают, что он знакомы с международными положениями, они периодически проводят занятия с личным составом. А фактов о вовлечении детей у них нет», ‒ говорит он.
Спикер Генерального штаба Вооруженных сил Украины Владислав Селезнев прокомментировал проблему возможного участия несовершеннолетних в боевых действиях в составе украинских подразделений так:
«За все это время никогда не пересекался с подобным. Но это ‒ мой личный опыт. Но и в СМИ с таким встречаться не приходилось. Возможно, в добровольческих подразделениях были такие, но я никогда с таким не пересекался. Это недопустимо. При любых условиях и обстоятельствах дети не должны быть ни стороной конфликта, ни привлекаться к любым боевым действиям в любом формате».
По словам же Дины Гуд, взрослые, ответственные лица не всегда понимают, что понятие «участие несовершеннолетних в боевых действиях» относится не только к участию с оружием в руках, но и любому участию.
«Международные документы говорят конкретно вот о чем: «вовлечение детей в военные действия может привести к травмам, увечию, гибели, стать причиной психологической травмы, разлуки с семьей, отсутствие доступу к личным документам, отсутствие доступа к социальным выплатам и базовым услугам, аресту или лишению свободы, насилию, эксплуатации детского труда и другое», ‒ уточняет она.
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)