(Друкуємо мовою оригіналу)
Стоимость жилья, разрушенного в ходе АТО, должна возместить Украина. Такое – пока единичное – решение в марте принял Апелляционый суд Донецкой области. Почти 400 тысяч гривен компенсации из украинского бюджета должна получить 80-летняя жительница Славянска Валентина Макогон. Ее квартира в Семеновке была разрушена из-за попадания снаряда в разгар боевых действий на Донбассе в 2014 году.
Почему суд постановил, что именно Украина должна заплатить за разрушенное в ходе боев в сепаратистами жилье? Станет ли это судебное решение началом вала исков против Украины? И можно ли заставить заплатить за ущерб в ходе боев Россию, которую Украина обвиняет в разжигании конфликта на Донбассе? Об этом говорили в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».
Директор Центра стратегических дел Украинского Хельсинкского союза по правам человека Михаил Тарахкало уверен, что Валентина Макогон получит компенсацию. Во-первых, суд обязал государство исполнить такое решение. Во-вторых, в случае невыплаты остается опция обращения в Европейский суд по правам человека. Однако в случае позитивного решения уже на уровне суда в Страсбурге, сумма компенсации для государства Украина возрастет: к материальному добавится необходимость возмещать еще и моральный ущерб.
В своем вердикте Апелляционный суд Донецкой области сослался на статью 19 закона Украины о борьбе с терроризмом. Согласно ей, возмещать убытки в результате террористического акта Украина должна из государственного бюджета.
«Проблема выплаты компенсации Украиной за действия террористических организаций или же Российской Федерации создана самой же Верховной Радой. Законодатель мог по-другому сформулировать саму норму, поставить определенные ограничения, сформулировать это другим способом. А у судов сейчас нет вариантов не запускать этот механизм. Ни один судья не в праве отказаться взыскать с государства эти деньги. По очень простой причине: у нас одним из источников права является прецедентное право Европейского суда по правам человека. А он неоднократно постановлял, что если есть норма государства, обязывающая что-либо компенсировать, но не принята процедура компенсации, это не освобождает государство от обязательства компенсировать. Пусть тогда компенсирует по общей процедуре», – считает Тарахкало.
Само решение, вынесенное судьей в Донецкой области, он считает правовым. По информации правозащитника, сейчас рассматривается множество подобных дел, но во многих случаях суды занимают выжидательную позицию.
Нужно собирать доказательства, что Россия причастна к обстрелам
«Не знаю, можно ли признать Россию виновной и потребовать выплату у нее. Опять же, нужно собирать доказательства, что Россия причастна к обстрелам, повреждениям, проводить экспертизы, оценки имущества, причинно-следственную связь с обстрелами, какие операции проводились, кто и где стоял. Чтобы не было двойственности. Организованно такая работа в Украине сейчас не проводится», – говорит он.
При этом Михаил Тарахкало отмечает, что он никого не призывает обращаться в суды. Это личное дело каждого. Для тех же, кому нужна такая помощь, рекомендует обращаться в Украинский Хельсинкский союз.
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)
На эту же тему:
Государство заплатит за жилье, разрушенное во время боев на Донбассе