(Друкуємо мовою оригіналу)
Украинский суд вынес решение в пользу жительницы села Семеновка Донецкой области и обязал государство Украина выплатить ей компенсацию за разрушенное во время боев жилье. Правозащитники объясняют: Украина обязана ответить за разрушения согласно закону о борьбе с терроризмом. И рассказывают, что еще вначале конфликта обращали внимание представителей власти на то, что в закон стоит внести правки.
Василий Полосенко показывает фотографии разрушенного дома в Семеновке. Здесь была квартира его тещи, Валентины Павловны. 7 июня 2014 года во время массированного обстрела в дом попали снаряды, возник пожар. В результате – квартира разрушена и восстановлению не подлежит.
Валентину Павловну дети забрали из Семеновки после активизации обстрелов, еще весной 2014 года. Сейчас Семеновка в Славянском районе – одно из самых разрушенных сел.
«Сначала ж никто не принимал всерьез это все. Стояли сначала с палками потом с автоматами, потом это все пошло. Дошло до одиночных обстрелов тяжелыми, потом пошли «грады» и все остальное», – рассказывает мужчина.
Квартира находится в кооперативной собственности и, по словам Василия Полосенко, власть в вопросе восстановления ничем помочь не смогла. Юристы поясняют: государство предусматривает деньги для восстановления только коммунальной собственности. Частным и кооперативным домам пока приходится рассчитывать на гуманитарную помощь.
Ответственность Украины предусмотрена законом
Свою помощь Валентине Павловне предложили юристы Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ). Подали иск – с требованием возместить материальный ущерб. Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Это решение истец – в лице зятя пострадавшей, Василия Полосенко – обжаловал в Апелляционном суде Донецкой области.
15 марта суд постановил, что государство Украина в лице Кабинета министров все-таки должно возместить ущерб. Юрист приемной УХС в Славянске Виктория Фролова объясняет: это предусмотрено статьей 19 закона Украины о борьбе с терроризмом.
«Согласно закону Украины о борьбе с терроризмом и Гражданского кодекса, возмещение вреда, причиненного гражданам террористическим актом, осуществляется за счет средств Государственного бюджета, уже потом – с дальнейшим взысканием этих средств с лиц, которые нанесли этот ущерб», – уточняет Виктория Фролова.
Сумма компенсации, утвержденная судом, – почти 364 тысячи гривен. В решении суда, однако, есть интересный абзац: «Согласно письменных возражений Государственной казначейской службы Украины, […] Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» не предусмотрено общегосударственных расходов на возмещение ущерба, причиненного гражданам террористическим актом».
То есть за какие средства государственный бюджет обеспечит выполнение решения суда, пока неясно. «Донбасс. Реалии» обратились с запросами в уполномоченные органы по этому поводу. В Украинском Хельсинском союзе подчеркивают: государство обязано выполнить решение суда.
Черновол: мирные жители попадают под угрозу
Правозащитники объясняют: похожих жалоб в Украине – уже десятки. Учитывая прецедент – решение по делу пенсионерки из Семеновки – многие из них могут дойти до суда, и пострадавшие добьются вердикта в свою пользу. Из-за несовершенного законодательства, регулирующего ход антитеррористической операции, государство Украина обяжут выплачивать компенсации даже за ущерб, причиненный сепаратистами.
Депутат Верховной Рады Татьяна Черновол, член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, говорит, что урегулирование этого вопросана данном этапе «зависло». «У нас просто нет методов, как правовым образом, в интересах государства Украина, решить этот вопрос», – заявляет она.
«Если сейчас заработает компенсация, на самом деле, мирные жители попадают под угрозу, – добавляет Татьяна Черновол. – Возьмем, например, Мариуполь. Если заработает программа компенсации по жилью, начнутся массовые атаки на Мариуполь, уничтожение жилья Россией с целью нанести экономический ущерб Украине».
Как привлечь к ответственности Россию?
«Донбасс. Реалии» поинтересовались в УХС, есть ли возможность привлечь к ответственности Россию, которую Украина обвиняет в разжигании конфликта на Донбассе. Правозащитники говорят, что да – на уровне Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
На сайте УХС можно найти инструкцию по защите в Страсбургском суде права собственности и права на уважение жилища, нарушенных во время событий в зоне АТО. Правозащитники, в частности, советуют для начала обратится в правоохранительные органы обеих стран с запросом о предоставлении информации о том, было ли нарушено официальное расследование и каковы его результаты.
«Если же расследование не было нарушено, отметить, что в таком случае это заявление является заявлением о преступлении и попросить правоохранительные органы сообщить о результатах его рассмотрения. Рекомендуем дождаться ответа от правоохранительных органов в обоих вариантах (это может занять от нескольких дней до нескольких месяцев), а затем ответ приложить к заявлению», – говорится в инструкции.
Как отметил в комментарии «Донбасс. Реалиям» руководитель сети общественных приемных УХС Максим Щербатюк, оснований для привлечения России к ответственности на уровне ЕСПЧ достаточно.
«Точно такие же (доказательства – ред.), как у государства Украина при обосновании межгосударственных жалоб: информация из общедоступных источников (у нас тоже есть задокументированные нарушения прав человека, мы опрашиваем переселенцев, например, по поводу всех этих историй), информация от государственных органов (СБУ, МВД)», – объясняет он.
Как отмечают в Украинском Хельсинском союзе по правам человека, в ЕСПЧ уже есть такие жалобы от граждан Украины, пострадавших в результате конфликта на Донбассе. Пока что они на начальном этапе рассмотрения и спрогнозировать, когда будет вынесено решение, сложно. Ответчиками в таких делах выступают два государства – Украина и Россия.
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)