Украина не сталкивалась с такой гуманитарной катастрофой со времен аварии на ЧАЭС – представитель ООН

Более 3 миллионов людей, пострадавших в результате конфликта на востоке Украины, нуждаются в гуманитарной помощи

(Друкуємо мовою оригіналу)​

По данным ООН, больше 3 миллионов человек, пострадавших от конфликта на Донбассе, нуждаются в помощи. Из них 2,5 миллиона – пожилые люди, женщины и дети. Людям нужно практически все – от питьевой воды до лекарств от обострившихся хронических болезней.

В то же время гуманитарные организации жалуются, что и сепаратисты, и украинское правительство мешают им помогать людям. Только недавно в украинском парламенте появился проект закона о гуманитарной помощи в кризисных ситуациях. Слушания по нему ожидаются в середине мая.

Что конкретно нужно людям, пострадавшим от военных действий на Донбассе? Насколько хватает международной гуманитарной помощи? И поможет ли решить проблемы с ее доставкой нуждающимся новый закон?

По словам заместителя главы Управления ООН по координации гуманитарных вопросов в Украине Иване Бочоришвили, особенно проблематичным остается доступ гуманитарной помощи на неподконтрольные территории Донбасса.

А волонтер Инна Ткачова убеждена, что вхождение волонтеров в Министерство обороны, Министерство по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц волонтеров помогает контролировать процессы там. То же самое касается и возможного создания структуры, которая будет заниматься гуманитарной помощью.

Об этом они рассказали в эфире радиопрогрммы «Донбасс.Реалии».

Иване Бочоришвили и Инна Ткачова

«Где в мире не бываю, люди всегда в таких ситуациях говорят, что им нужен мир. А насчет гуманитарной ситуации мы составили документ, план гуманитарного реагирования. Там перечислены несколько моментов, – рассказывает Иване Бочоришвили. – По нашим оценкам, 3,7 миллиона людей пострадало. Мы думаем, что 3,1 миллиона реально нуждаются в гуманитарной помощи. Но, как вы понимаете, гуманитарные средства, которые выделяет донорское сообщество, ограничены. И поэтому, когда мы выясняем, кому помогать, то мы выясняем критерии уязвимости, потребности этих людей».

«По нашим программам будет охвачено где-то 2,5 миллиона людей, которым мы будем помогать в рамках плана на 2016 год. В прошлом году у нас были более высокие потребности – 316 миллионов долларов. Мы не получили все эти деньги, а получили около 58% от запрошенной суммы. Но все равно около 50 тысяч детей получили образовательную и социально-психологическую помощь, 187 тысяч детей получили образовательные комплекты для дошкольного образования. Около 600 тысяч человек охвачены продовольственной интервенцией, больше 500 тысяч человек получили продовольственную помощь», – добавляет представитель ООН.

По словам Иване Бочоришвили, согласно принципам ООН, организация придерживается нейтралитета и работает по обе стороны линии разграничения. А многие сложности в обеспечении пострадавших связаны с тем, что Украина не сталкивалась с такой гуманитарной катастрофой со времен аварии на ЧАЭС.

«Очень не хватало знаний, как управлять этими процессами. Сейчас прикладывается немало усилий для того, чтобы эти вопросы были разрешены. Мы вместе с международным сообществом и правительством Украины, включая Международный комитет Красного Креста, начали разрабатывать закон о гуманитарной помощи в кризисной ситуации. Ключевой задачей закона является облегчение работы международных гуманитарных организаций. Правительство должно в таких кризисных ситуациях максимально помогать гуманитарным организациям в доставке гуманитарной помощи. И эта цель достигается приведением национального законодательства в соответствие с нормами международного гуманитарного права. Этот закон зарегистрирован в парламенте. Не думаю, что он решить все проблемы, но, думаю, он очень поможет облегчить задачу по доставке гуманитарных грузов», – объясняет он.

В свою очередь Инна Ткачова отмечает, что для международной помощи в Украине существуют препятствия. В первую очередь, на таможне. И принятие закона о международной гуманитарной помощи необходимо.

«Чего нам действительно не хватает, так это правильных правил. И если будет принят такой закон, то я буду только рада. Очень правильный процесс. Не все грузы могут быть гуманитарными, не все товары могут быть гуманитарными, но все они могут быть необходимыми», – говорит волонтер.

«Например, мы должны предоставить вещи бывшие в употреблении, но новые вещи уже не являются гуманитарной помощью. Или продукты питания, почему например какая-то община не может приобрести продукты питания не скоропортящиеся или детское питание и привезти. Но этой нормы нет. Большинство проблем у нас в стране, с которыми мне довелось столкнуться – в отсутствии четких правил и норм», – добавляет Инна Ткачова.

Слушать беседу полностью:

Your browser doesn’t support HTML5

Украина не сталкивалась с такой гуманитарной катастрофой с аварии на ЧАЭС

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)