(Друкуємо мовою оригіналу)
В Донецке и Луганске 11 мая отмечают так называемый День республики. Два года назад сепаратисты провели на подконтрольной им части Донбасса «референдум о самоопределении». По итогам псевдоголосования, объявили о якобы поддержке отделения областей от Украины. Сам же «референдум» проходил вне правового поля Украины, комментируют эксперты. В частности, бюллетени были напечатаны на обычном принтере, без печатей и степеней защиты. Как проходило так называемое волеизъявление, вспоминали «Донбасс. Реалии».
11 мая 2014 года в Донецкой и Луганской областях одновременно провели «референдумы о самоопределении». Вот что вспоминает по этому поводу один из главарей группировки «ДНР» Денис Пушилин: «Реальность превзошла наши ожидания. Мы были уверены, что людей будет много, будет явка и народ нас поддержит. Но одно дело – предполагать, а другое – увидеть эти огромнейшие очереди на всех участках».
Относительно очередей из желающих проголосовать, то такую картинку для СМИ сепаратисты создали, открыв лишь часть избирательных участков, рассказал донецкий политолог Станислав Федорчук. Он говорит, что так называемый референдум был не более чем фикцией.
«Были организованы участки, на каких-то кусочках бумаги были размножены какие-то бюллетени. Но количество участков было не слишком высоким. Люди голосовали по два, три раза. Этот процесс не может считаться какой-либо формой волеизъявления. Этот референдум выявил, что есть процент людей – не большой, но есть, – которые считают, что российская оккупация – это хорошо», – считает политолог.
Говоря о результатах так называемого референдума, Станислав Федорчук подчеркивает, что идея была провальной, так как не имела юридической силы и не получила поддержки большинства.
«Есть видео, где человек просто вбрасывает пачку бюллетеней»
Этого же мнения придерживается и луганский блогер Сергей Иванов. В проведении псевдоголосования был задействован админресурс, говорит он. А людей, не согласившихся проводить так называемый референдум, отправляли в подвал в захваченное здание СБУ, рассказывает блогер.
«Это не было никаким референдумом, потому что не были соблюдены элементарные правила. У меня есть видео, где человек просто вбрасывает пачку бюллетеней. Они не были защищены и не имели номеров», – говорит Сергей Иванов.
«Все это происходило при поддержке тогдашнего мэра Луганска Кравченко, который находится на неоккупированной территории, и нынешнего мэра Луганска (по версии оккупантов) Манолиса Пилавова. Были собраны главврачи, директора школ, и им были даны разнарядки предоставить помещения. Был такой случай, когда директора школы, которая сказала, что не будет отдавать школу для проведения референдума, забрали «на подвал», – добавляет он.
«Делали картинку, что это было массово»
Как в Донецке, так и в Луганске, на участках, где проходило псевдоголосование, было много вооруженных людей.
«Курировали это все российские спецслужбы, – говорит Сергей Иванов. – Силовую поддержку обеспечивали товарищи, которые пребывают в худшем мире. Я говорю о Мозговом, всевозможных казачках типа Дрёмова, которые уже отслужили свой земной срок. Боевики были вооружены всем необходимым оружием, поскольку было захвачено СБУ».
Дончанка Людмила в «референдуме» участия не принимала – как и ее знакомые. Но этот день хорошо помнит.
«Было в десятки раз меньше открыто избирательных участков, и делали картинку, которую транслировали по телевидению. Создавали очереди на участках, чтобы показать – и доказать самим себе – что это было массово», – говорит Людмила.
Итоги голосования сепаратисты объявили на следующий день. Так, в Донецкой области «за независимость» якобы проголосовало 89 процентов опрошенных, в Луганской – почти 91 процент.
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)