(Друкуємо мовою оригіналу)
По данным Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, сегодня на временно не подконтрольной Украине части Донбасса и вдоль линии разграничения живут около 600 тысяч детей. В прошлом году сепаратисты, согласно сообщениям СМИ, начали привлекать несовершеннолетних к службе в своих отрядах, учебе в так называемых военно-патриотических лагерях, а также ввели в школах так называемые уроки государственности. Среди участников детских полувоенных структур западные журналисты увидели даже девочек.
По словам главного консультанта отдела гуманитарной безопасности Национального института стратегических исследований Сергея Зубченко, к счастью, пока что не идет речь о масштабном привлечении детей в так называемые военно-патриотические лагеря. Но тенденции, которые наблюдаются на неподконтрольной территории, очень тревожны. Как пример он приводит так называемый детский «Кадетский корпус» или «Детский диверсионный батальон имени Святого Георгия Победителя».
Об этом он рассказал в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».
«Происходит переход этого явления от единичного до комплексного. Мы видим, что сейчас происходит в Российской Федерации. Там под эгидой Федерального агентства по делам молодежи происходит возрождение пионерской организации, а дальше, под эгидой Министерства обороны РФ , – «юнармии». Это все докатиться и до нас», – говорит Сергей Зубченко.
По его словам, одной из опасностей этих идеологических организаций является то, что они позиционируют себя, как таковые, которые «несут слово божье». Но то, что они пропагандируют, с этим не вяжется.
На месте ваххабизма и радикального ислама здесь – частично православие и частично российский имперский конструкт
«Если честно, это все напоминает значительно худшие примеры, чем это было, например, в Советском Союзе. Это напоминает практики фундаменталистских, исламистских группировок – таких, как «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида». Это – то же самое, что делают они, только на месте ваххабизма и радикального ислама здесь – частично православие и частично российский имперский конструкт. Его идеологически охарактеризовать очень сложно, ведь он объединяет в себе идеологически объединяемые элементы. Общая методология работы с молодым поколением. Как они пытаются сакрально обосновать необходимость тех или иных действий. То, что это опирается на религиозный фундамент и сакрализация своих действий, необходимости борьбы за освобождение от «супостата», иноверцев и подчеркнуто уважительное отношение к власти, которую представляют эти главари – вызывает большие вопросы. И вот это отношение к демократическим ценностям, к ценностям правового, социального государства, оно одинаково в практике работы с молодежью», – объясняет ученный.
В свою очередь, социальный психолог Виталий Лунев отмечает, что психика ребенка восприимчива ко всему, чему его обучают. А задействование детей в таких системах лишает ребенка детства.
«В понимании детей такое военное воспитание готовит к способности себя защитить и в целом выглядеть достаточно безопасно на фоне тех событий, которые происходят. Но это однозначно лишает детей выбора. Травмы же, которые будут получены, навсегда останутся в ценностно-смысловой сфере. Дети будут покалечены в ценностном плане, в своем отношении к будущему. А по отношению к Украине, скорее всего, у них очень-очень долго будет отношение враждебности. Ведь когда обучают чему-то в противовес, то это всегда останется, как самый доминирующий фактор», – говорит психолог.
Подробнее – в аудиозаписи эфира:
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)