(Друкуємо мовою оригіналу)
Конфликт на Донбассе не начался бы без российского вмешательства. Так сегодня утверждают украинские политики, общественные активисты и политологи. Однако исторические факты заставляют задуматься ‒ от Донецко-Криворожской советской республики в 1918-19 годах до Северодонецкого всеукраинского съезда депутатов всех уровней в 2004-м. Так есть ли в нынешних событиях на Донбассе исторические предпосылки?
По мнению луганского историка Валерия Снегирева, львиная доля вины за то, что сейчас происходит и то, что конфликт затягивается, лежит на руководстве Российской Федерации.
Об этом он рассказал в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии».
«Два года конфликта – вдумайтесь, это половина «Великой отечественной», и конца или логического завершения пока не видно. Северный сосед очень долго и очень упорно рыхлил почву, куда были брошены эти зерна сепаратизма. В нужное время это полили, и сейчас буйным цветом цветет вооруженное противостояние», ‒ говорит Валерий Снегирев.
Так же он отмечает, что нужно четко для себя понимать само понятие «Донбасс».
Сейчас, когда закидывают нам, что Ленин подарил Донецкий угольный бассейн Украине, то это не совсем так
«Мы привыкли, что Донецк самовольно присвоил себе статус «столицы» (Донбасса ‒ ред.). Юзовка, Сталино, Донецк ‒ он же не стоит на реке Донец. Он стоит на реке Кальмиус. И вот этот географический бренд «Донецкий бассейн» они перенесли в политическую и историческую плоскости. Если мы говорим: Галичина ‒ исторический регион, Волынь ‒ исторический регион, Киевщина, Черниговщина... Донбасс, напоминаю, ‒ это Донецкая, Луганская, Днепропетровская и Ростовская области.
После революции город Шахты, ростовский Донецк ‒ это была территория УССР
И сейчас, когда закидывают нам, что Ленин подарил Донецкий угольный бассейн Украине, то это не совсем так. После революции город Шахты, ростовский Донецк ‒ это была территория УССР. И, в последствии, от Украины кусками отдавали северному соседу для разбавления Донского казачества».
«Если определять границы Донбасса, то можно обратить внимание, что в моей Луганской области разлом произошел, уже два года как, по рекам Дыркул, Северский Донец, Айдар. Вы сами можете посмотреть освобожденную территорию и оккупированную территорию. Это как раз земли Войска Донского и промышленные предприятия. То, что севернее ‒ Старобельский, Новопсковский, Меловской район, Белокуракино ‒ это Слобожанщина. Это не Донбасс. Так что давайте может начнем с того, что наши политики уберут этот топоним из политического лексикона», ‒ считает историк.
По его мнению, при создании группировок «ДНР» и «ЛНР» использован нехарактерный симбиоз ностальгии по СССР и православных «скреп».
Здесь же и «ДНР» и «ЛНР» были созданы по принципу «оглянемся, вернемся назад»
«Но нельзя этого скрестить. Получается такой себе тяни-толкай. И я еще раз говорю, что когда строился Советский союз, была идея, двигались вперед. Пусть это было ошибочно, с побочными явлениями, но был идеал ‒ движение вперед. Здесь же и «ДНР», и «ЛНР» были созданы по принципу «оглянемся, вернемся назад». Это ‒ тупиковый путь. Невозможно что-то строить, а тем более новое русское общество под названием «Новороссия», оглядываясь назад», ‒ резюмирует Снегирев.
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)