(Друкуємо мовою оригіналу)
На первом заседании Совета ректоров перемещенных вузов 24 марта в Киеве был разработан проект закона об обеспечении их работы «в изгнании». Об этом в интервью «Донбасс.Реалии» рассказал новоизбранный глава Совета ректоров перемещенных вузов и ректор Донецкого национального университета Роман Гринюк. По его словам, до сих пор руководители переехавших вузов юридически «отвечают» за все имущество своих университетов, которое осталось у группировок «ЛНР» и «ДНР». Ректор одного из крупнейших вузов Донбасса рассказал и о других трудностях, с которыми после переезда в Винницу столкнулся его университет.
– Я так понимаю, Вы к нам – прямо с заседания ректоров перемещенных ВУЗов, который состоялся в Киеве, там, в частности, были представители власти. Мне интересно, о каких проблемах своего ВУЗа говорили Вы?
– Знаете, идея объединения всех ректоров перемещенных ВУЗов возникла уже давно. Поэтому мы сделали рабочую группу, которая создала некое положение о Совете ректоров перемещенных ВУЗов и направили это положение на согласование с министерством, потому что Совет ректоров – это консультативный орган при Министерстве образования. Сегодня состоялось первое заседание совета. Там было 18 ректоров. Мы решили ряд организационных вопросов, в частности, избрали председателя Совета ректоров, им стал я. Теперь я говорю от имени всех ректоров перемещенных ВУЗов. Кроме того, мы довольно большое количество времени посвятили вопросам законодательного обеспечения деятельности именно перемещенных учебных заведений, поэтому мы сегодня наработали некую концепцию и через неделю будем иметь уже проект закона для того, чтобы дальше его двигать, лоббировать, с тем чтобы уже к концу учебного года мы могли иметь такой нормативный акт.
– Расскажите об этом проекте закона, какие там будут новации?
– Проблема в том, что до сих пор легально нет определения такого понятия «перемещенное учебное заведение», то есть ни в одном законодательном акте такого понятия нет. Поэтому нужно начинать именно с внесения изменения в закон о высшем образовании для того, чтобы закрепить легально данное понятие. Далее есть ряд вопросов, которые требуют своего урегулирования. Это вопросы самые разные: имущественные отношения, в которые сегодня вступают перемещенные учебные заведения, это трудовые отношения, налоговые отношения. Например, вся материально-техническая база учебных заведений осталась на территориях, подконтрольных «ДНР» и «ЛНР» , но юридически все это имущество, все корпуса находятся, допустим, на балансе Донецкого национального университета в Виннице. Я как руководитель, как ректор обязан контролировать вопросы сохранности этого имущества и так далее. Пройдет какое-то время, и с меня спросят, поэтому такие вопросы должны быть урегулированы на законодательном уровне.
– Роман Федорович, не считаете, что прошло уже полтора года и поздно заниматься этим вопросом?
– Я считаю, что это не поздно сделать, потому что такие вопросы возникнут тогда, когда ВУЗы получат возможность вернуться на свои законные территории.
– А кто-то пообещал лоббировать этот закон? Есть ли гарантия, что Верховная Рада введет положение о перемещенных ВУЗах, примет эти поправки?
– Безусловно, да. Сегодня на заседании Совета ректоров присутствовали министр образования Украины Сергей Квит, начальник департамента высшего образования министерства, также один из активных участников и лоббистов, народный депутат Украины Алексей Рябчин (он наш выпускник и сегодня как преподаватель работает в нашем ВУЗе), он заверил, что и группа еврооптимистов, и ряд других депутатов готовы поддержать наши законодательные предложения.
– Расскажите, чем сейчас живет ВУЗ, какие бытовые проблемы приходится решать?
– Все эти проблемы делятся на три части. Первая проблема – это восстановление и развитие материально-технической базы. Безусловно, мы все оставили на оккупированных территориях, поэтому приходилось начинать с нуля. Мы прекрасно понимали, что государство нам не поможет в решении этой проблемы, поэтому работали в основном с международными партнерами и инвесторами. Мы сегодня являемся участниками довольно большого количества различных проектов. Благодаря такой помощи, помощи международных партнеров, мы смогли сегодня восстановить материальную базу, хоть и не полностью, но с возможностью эффективно работать.
– О чем конкретно мы говорим: о партах, о лабораториях?
– Мы говорим, в первую очередь, о лабораториях, потому что проблему с партами мы решили собственными силами. Были небольшие средства нашего специального фонда, то, что мы заработали еще в Донецке, поэтому мы использовали их на парты, на столы. А лаборатории, компьютерные классы, современное оборудование для естественных факультетов – здесь помогли наши международные партнеры.
– А не разбежались студенты естественных направлений, физики, химики, учитывая то, что не было этих лабораторий. Не наблюдалось ли такого оттока?
– Да, к сожалению, наблюдался такой процесс, и сегодня не так много студентов у нас на химическом факультете, физико-техническом, математическом, биологическом. Но они есть и они пополняются за счет местных абитуриентов, потому что мы уже проводили полноценную приемную кампанию.
– Скажите, насколько много абитуриентов к Вам поступает из Винницы? По последнему рейтингу лучших ВУЗов Украины Винницкий политехнический уступил место Донецкому национальному университету. Не чувствуете ли Вы давления между винницкими ВУЗами и Вашим в конкуренции за студента?
Винницкие абитуриенты доверили свою судьбу, свое обучение Донецкому национальному университетуРоман Гринюк
– Знаете, здоровая конкуренция – это хорошо. Это заставляет учебные заведения не сидеть на месте, а двигаться вперед, развиваться, искать какие-то инновационные формы своего развития, поэтому конкуренция есть, безусловно. Однако винницкие абитуриенты доверили свою судьбу, свое обучение Донецкому национальному университету, и им надо сказать за это огромное спасибо. Наш имидж и потенциал известны в Виннице. Я вам хочу сказать, что во время прошедшей приемной комиссии на первый курс бакалаврата поступило порядка 60% студентов из Винницы, Винницкой области и центральных регионов Украины. Только 20% – это представители Донецкой и Луганской областей, 20% – представители других областей Украины.
– Скажите, как обстоят дела с обеспечением поступивших общежитиями, студенческими бытовыми вещами?
– Это как раз вторая проблема, которая решается не так быстро и не так просто. Это, действительно, проблема социальная, проблема жилья для преподавателей, сотрудников и проблема жилья для студентов. По поводу студентов, мы частично решили эту проблему, обратились к местным ВУЗам, они пошли нам навстречу, и мы поселили наших студентов в общежития учебных заведений Винницы.
– На какой основе?
– Безусловно, на платной основе. Студенты платят, но платят тот минимум, который установлен сегодня законодательством, я не помню, где-то около 300 гривен в месяц. Часть студентов живет в частном секторе. Они объединяются, снимают однокомнатные двухкомнатные квартиры. Сейчас мы решаем вопрос и заключаем полномасштабные договора с хостелами, с гостиницами. Ведем переговоры с руководством с тем, чтобы цена была снижена, но чтобы мы смогли большее количество студентов обеспечить сегодня жильем.
– Есть сегодня студенты, которым негде жить?
– Нет, если такие есть, то у нас есть специальная служба, которая этим занимается, также сами студенты занимаются расселением. Когда они к нам обращаются, мы сразу этот вопрос решаем. Более тяжелая проблема по нашим преподавателям. К сожалению, вся та заработная плата, которую они получают, уходит на компенсацию жилья и на коммунальные услуги. Вот здесь нужна государственная поддержка, какая-то целевая жилищная программа, которая бы дала возможность кредитования получения жилья.
– Скажите, а зависит ли ставка преподавателя от количества студентов? ДонНУ очень сжался, схлопнулось количество студентов, наверное, и ставки уменьшились?
– Да, зависит. Есть специальное постановление Кабинета Министров, которое устанавливает норму соотношения преподаватель/студент.
– Вы как-то предлагали решать эту проблему?
– Как раз сегодня эту проблему рассматривали, и у нас есть предложения, как частично её решить.
– Как?
– Есть два варианта развития событий. Первый вариант – снизить норматив. Но по большому счету, норматив должен определять сам ВУЗ. Вообще, новый закон о высшем образовании это предусматривает. Министерство сказало, что они также работают в этом направлении, и я думаю, что через год этого постановления не будет. Но пока мы ведем переговоры, чтобы внести изменения в это постановление Кабинета министров.
– Роман Федорович, в 2008 году студенты, в частности филфака, выступили с инициативой переименования ВУЗа в ДонНУ имени Василия Стуса. Скажите, есть ли сейчас какие-то подвижки? Может быть, сейчас самое время это сделать? Потому что Стус – выпускник этого университета, он уроженец Винницы, все так сложилось.
– Вы знаете, есть, безусловно, движения. После того, как эта инициатива возникла вновь в 2014 году – инициатива студентов, наших выпускников, мы создали рабочую группу, которая изучила этот вопрос. Потому что были предложения не просто присвоить имя, но и изменить название университета, сделать его Подольским или каким-то еще, то есть было много предложений. Рабочая группа поработала и выяснила, что радикальные предложения не набрали большого количества голосов, и остались два предложения. Одно из них – присвоить имя Василия Стуса Донецкому национальному университету, второе – оставить без имени.
– Кто и когда будет решать это?
– Мы пошли еще дальше. Я создал специальный оргкомитет своим приказом, и мы начали действовать в рамках правового поля. Дело в том, что есть закон о присвоении имен юридическим лицам, который предусматривает проведение общественных слушаний. 21 марта у нас начались общественные слушания по вопросу присвоения имени Василия Стуса. Они будут длиться два месяца, заканчиваться 21 мая 2016 года. В процессе этого слушания мы будем проводить круглые столы, конференции, встречи со студентами.
– Роман Федорович, а Вы сами поддерживаете это переименование?
– Я поддерживаю это переименование. Здесь есть какая-то параллель и определенный символизм. При этом я рассматриваю Василия Стуса не столько как поэта-диссидента, а сколько как личность, человека, который имел право выбора так не поступать. Он, в общем-то, свою жизнь, свое здоровье отдал ради того чтобы бороться за свободу, за независимость Украины. Мы тоже ВУЗ, который выбрал свободу, а не «добробут». Этот символизм, конечно же, для нас очень важен.
– Давайте послушаем тех, кто выбрал «добробут», как Вы говорите. Называющий себя исполняющим обязанности декана Исторического факультета ДонНУ Кирилл Черкашин:
Большинство выпускников, то есть четвертый курс бакалаврата и пятый курс магистратуры, помимо дипломов Донецкого национального университета образца «Донецкой народной республики» получили и российские дипломы. Дипломы различных ВУЗов, в первую очередь, ВУЗов Ростова, в основном, Южного федерального университета. В целом, по университету показатель составил около 80% тех студентов, которые получили и российские дипломы. Были договоренности о том, что предметы, направления обучения которых схожи, могут быть взаимозачтены. Наши студенты в конце прошлого учебного года ездили сдавать академразницу, защищать дипломные работы и сдавать госэкзамены в ВУЗы России. Дипломы образца «ДНР» в России, фактически, признаются.
– Роман, Вы как-то боретесь с тем, чтобы образование, получаемое в Вашем незаконном двойнике в Донецке, не признавалось в мире? В том числе, эти российские дипломы, которые де-факто выдают.
– Вы знаете, лучший способ борьбы – это развитие университета, позитивные результаты деятельности университета в Виннице. Поэтому мы стараемся сегодня развивать международную деятельность, внедрять инновационные формы работы.
– То есть Вы никак не обращаете внимания на то, что происходит в Донецке?
Он не имеет принципов, в свое время занимался евроинтеграцией, а потом переметнулсяРоман Гринюк
– Не обращаю внимания. И я прекрасно знаю Черкашина, этого молодого человека. Он не имеет принципов, в свое время занимался евроинтеграцией, а потом переметнулся. Теперь он представитель «русского мира», как бы работает в этом направлении. Я стараюсь не обращать на это внимания, и у нас, по сути дела, никаких контактов с донецким университетом там нет.
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)