(Друкуємо мовою оригіналу)
Луганский симфонический оркестр открыл дни Луганщины в Киеве. Луганские музыканты и австрийский дирижер Курт Шмид были вынуждены выехать из зоны конфликта и только 10 месяцев назад восстановили свою деятельность в Северодонецке. Наполовину обновленный оркестр, нехватка инструментов и отсутствие библиотеки не помешало создать новую программу и запланировать гастроли в Австрию уже в апреле.
В 2002 году в Луганск впервые приехал австрийский дирижер Курт Шмид. Вместе с ним Луганский симфонический оркестр гастролировал в Австрии, где выступал даже в Большом зале венского «Концертхауза», исполняя и шедевры венской классики, и украинскую музыку. Спустя 12 лет Курт Шмид, как и многие музыканты из оркестра, был вынужден выехать из Луганска, в связи с военными действиями.
«Эта ситуация в Луганске очень расстроила меня. Мое сердце было разбито, потому что Луганск – мой второй дом. Я любил Луганск. Там был замечательный концерт-хол. И я очень несчастлив из-за этой ситуации», – отметил дирижер Курт Шмид.
Your browser doesn’t support HTML5
По словам главы Луганской областной военно-гражданской администрации Георгия Туки, восстановление деятельности Луганского оркестра было предсказуемо. Ведь этого хотели и жители Луганской области, и сами музыканты.
«Возвращение этого прекрасного коллектива началось с того, что один исполнитель принял решение о невозможности существования на оккупированной территории. И решил переехать в Украину. И так, шаг за шагом, музыкант за музыкантом...Теперь это полноценный коллектив», – рассказал Георгий Тука.
Новым домом для Луганского симфонического оркестра стал зал музыкального училища в Северодонецке. Теперь около половины участников оркестра – это переселенцы из Луганска. Остальная часть коллектива – это студенты и преподаватели из Северодонецка, а также других городов области. По словам дирижера Евгения Тутевича, проблема с кадрами еще существует.
«Не хватает людей. Не хватает инструментов. Есть редкие инструменты, на которых у нас нет исполнителей: английский рожок, арфа, кларнет. Библиотека наша осталась в Луганске. Естественно, нам ее никто не вернет», – говорит Тутевич. Также дирижер отметил, что оркестр обновился удачно. Если в апреле, когда возобновляли работу коллектива, начинали с композиций не очень сложных, то теперь уровень сложности произведений возрос. По словам дирижера, в Северодонецке оркестр поддерживают – и представители власти, и музыкальные деятели, и зрители.
«У нас в Северодонецке замечательно концерты проходят. У нас аншлаги, фактически, на каждом концерте. Хотя Северодонецк вроде маленький город, публика изумительная. И вообще, город интеллигентов», – дополнил Тутевич.
Здесь же, в Северодонецке, австрийский дирижер и композитор Курт Шмид написал и свою пьесу «Весна в Северодонецке». Однако киевского зрителя порадовали проверенной классикой: Второй симфонией ми минор украинского композитора Льва Ревуцкого, которая по словам дирижеров, редко звучит; Седьмой симфонией Бетховена ля минор и увертюрой к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта.
Публика поддержала луганский оркестр бурными аплодисментами. В апреле Курт Шмид и луганский оркестр впервые в таком составе поедут на неделю в Австрию, где 23 и 24 апреля дадут два концерта – украинской и австрийской музыки.
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)