(Друкуємо мовою оригіналу)
24 февраля 2016 года она из крупнейших в мире правозащитных организаций Amnesty International опубликовала свой отчет о соблюдении прав человека в мира за прошлый год. Среди 160 стран, где проводилось исследование, и Украина. И выводы не утешительные.
В этом отчете собраны отчеты по 160 странам мира и каждая из них представляет отдельную страну. В Украине, в случаях, где речь идет о правонарушениях правоохранительных органов, организация надеется на реагирование вновь созданного Государственного бюро расследований. Об этом в эфире радиопрограммы «Донбасс.Реалии» рассказал исследователь Amnesty International по Украине, Беларуси и Молдове Красимир Янков.
«На Донбассе мы фиксировали эскалацию насилия, особенно обстрелы с обоих сторон конфликта в конце января 2015 года, до подписания второго пакета Минских соглашений. Тогда проводились не избирательные обстрелы населенных районов и тогда обе стороны конфликта обвиняли друг-друга в этом. Мы констатируем факты, что мы там были, фиксировали, говорили с людьми, общались с военными... Могу упомянуть два случая. Один из них – это обстрел Мариуполя. В нем безусловно виновны пророссийские сепаратисты. Это город, контролируемый украинской армией, и тогда, в конце января, город был обстрелян со стороны сепаратистов. Второй случай, когда в Донецке был взорван переполненный троллейбус. Тогда шли бои в Донецком аэропорту», – говорит правозащитник.
Комментируя ситуацию с пытками военнопленных, он отметил, что ситуацию нельзя назвать ухудшающейся или улучшающейся. Основной проблемой оценки ситуации с заложниками, находящимися в руках сепаратистов – невозможность получить информацию.
«С обоих сторон нет единого списка военнопленных. Из официальных заявлений – это 136 человек. Иногда это число меняется. У волонтерских организаций, которые занимаются освобождением пленных, совсем другие цифры. То есть нет единой базы и ясности сколько и где эти люди содержаться. Нам приходится по крупицам искать информацию в соцсетях, СМИ. Нам приходится искать родственников этих пленных. Мы встречаемся, например, с вновь освобожденными лицами и выясняем у них, где их содержали, с кем, в каких условиях. Какое там количество людей. Какие опознавательные знаки. Кроме того, одна из основных составляющих конфликта на Востоке Украины – это информационная война и очень сложна оказать свою правоту», – комментирует Янков.
По его словам, информации о новых случаях пыток над пленными, Amnesty International в 2016 году еще не получала, но информация о пытках весной-летом 2015 года приходит. Проблема еще и в том, что в случае с группировками «ДНР» и «ЛНР» – не ясно, кто должен эту информацию расследовать. И каким способом.
«Правый сектор» используется российской пропагандой, как общий бренд, чтобы им заклеймить все связанное с Украиной. Когда мы начали копаться в этих делах, то человек показал нам ушибы на его теле, следы пыток. Кроме того, мы обратились к официальным представителям «Правого сектора», то нам сказали, что есть такая практика, что мы задерживаем людей. Но они, конечно, отрицали все любые факты пыток, либо же жестокого отношения к задержанным», – рассказывает правозащитник о факте пыток заключенных украинским подразделением, упомянутом в отчете.
Подробнее об отчете Amnesty International, «Правом секторе» и ситуации с правами человека в Украине в аудиозаписи эфира:
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)