Денис Тимошенко
(Друкуємо мовою оригіналу)
После похищения так называемой «МГБ» группировки «ДНР» профессора Игоря Козловского в Донецке, все более актуальным стал вопрос безопасности в социальных сетях. Особенно это касается жителей неподконтрольной территории Донбасса. Дело в том, что Козловского обвиняют в деятельности против «ДНР», основываясь на его общении в соцсетях.
Как защитить себя в соцсетях, как обезопасить общение по телефону и в мессенджерах рассказал эксперт по цифровой безопасности Николай Костинян.
‒ Если вы публично что-то пишите для всех на Facebook или других соцсетях, то это можно легко посмотреть, и если вы пишите что-то, что для вас опасно, то можете пострадать. А вот частная переписка – давайте смотреть. «Вконтакте» и «Однокласники», тут все проще. В «Википедии» посмотреть статью о СОРМе и там написано, что любые сайты для общения, российские, обязаны внедрять и «железяку» и программный комплекс, который дает доступ ФСБ.
‒ Давайте «разжуем» слушателям и читателям о СОРМе. Очень интересная и сложная тема.
‒ Это в общем штука, которая есть в каждой стране мира ‒ аппаратная программа, которая за всем следит. В России СОРМ ‒ это система оперативно разысканных мероприятий.
‒ Это ФСБ?
‒ Не только. Разные силовые ведомства России имеют там доступ и пользуются им. Если мы что-то пишем «Вконтакте» и в «Однокласниках», то оно уже проходит через железячку ФСБшную. То-есть там приватности не будет. И еще. Когда мы пишем в VK.COM, то вы видите слева вверх зеленый замочек. А если вы его не видите и ваша связь не защищена и у нас нет замочка, то тогда и местный провайдер и местный владелец Wi-Fi сети тоже может все это посмотреть и украсть. C Facebook все сложнее. Давайте смотреть атаки на Facebook.
Если мы что-то пишем Вконтакте и в Однокласниках, то оно уже проходит через железячку ФСБшнуюНиколай Костинян
У нас есть устройство отправителя, канал связи от устройства к серверу Facebook, сам сервер, канал от сервера к устройству получателя. Каналы защищены То есть провайдер и владелец Wi-Fi сети не может посмотреть, что там внутри. Сама компания в Facebook имеет доступ к переписке. Попросить ее о доступе можно, но она не даст или даст, когда есть очень веские основания. Если посмотреть в Google Facebook transparency report отчеты по странам и по России и по Украине, сколько запросов официальных есть и какой процент есть и какой удовлетворяется. То для России, по моему, вообще не удовлетворяется, для Украины за первое полугодие 2015 года ‒ 7 запросов. Один удовлетворен.
‒ То есть, вряд ли смогут это официально из так называемых «ДНР», «ЛНР» сделать?
‒ Не смогут точно. Остаются у нас устройства отправителя и получателя. То есть, если получить доступ к смартфону, компьютеру или планшету. Тогда можно получить доступ к общению. То есть, когда мы говорим о полученном доступе к переписке Facebook, то мы имеем ввиду, что получили логин и пароль.
Дончанин Максим (имя изменено в целях безопасности) о взломах соцсетей группировкой «ДНР:
Your browser doesn’t support HTML5
«Варианта не дать пароль людям с оружием у тебя нет».Дончанин Максим
‒ Если взять вариант, что задержали человека и заставили дать пароль от Facebook, то есть ли варианты стереть сообщения?
‒ Да можно. Просто идем в историю сообщений, стираем сообщения, то де самое просим сделать нашего собеседника. Тогда у нас в истории этого не будет.
‒ А если собеседник этого не сделает?
‒ Тогда если его попросят показать, тогда там найдут историю вашей переписки. Но у вас уже не найдут.
‒ У нас есть российские, условно говоря, социальные сети — «Вконтакте», «Однокласники», где сервера хранятся в России..
‒ Viber тоже самое.
‒ Мы можем предположить, что российские спецслужбы получают по официальному запросу оттуда данные, и делается это, довольно таки, просто?
‒ Предположить можем.
Подробнее о взломе социальных сетей и прослушке телефона в аудиозаписи эфира:
Your browser doesn’t support HTML5
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)