Семерых друзей обвинили в терроризме и «дали» от 10 до 15 лет лишения свободы. За решеткой группировки «ДНР» парни уже четвертый год, но никто не знает, где именно их удерживают.
Проект Радио Свобода «Радио Донбасс.Реалии» совместно с Центром гражданских свобод в серии #Незабуті открывает истории пленных и заложников, содержащихся в неволе на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей – в подвалах, СИЗО, колониях и «концлагере» на территории арт-фонда «Изоляция».
Две колонии и СИЗО
«Каюсь, я больше такого не сделаю, извините меня все, пожалуйста. Дорогой Иисус, извини меня», – сквозь слезы говорит подросток во время допроса группировки «ДНР».
Парня на видео зовут Владислав Пазушко, но на этой съемке, как и в соцсетях, он называет себя просто Владик. Это – осень 2016 года, одна из комнат так называемого «МГБ»: светлые стены, лавочка и возле нее бутылка с водой. Вслед за Владиком «показания» дают, или, скорее, читают его друзья из родной Ясиноватой – Максим Солодовников, Богдан Ковальчук, Денис Хмеленко и Ярослав Миронов. Еще двое, Арсений Белавин и Денис Коваль, остаются за кадром. О Ковале российские гибридные силы ничего толком не говорят, но зато уверяют, что Белавину удалось вовремя уехать в один из мирных городов, и теперь на оккупированной части Донбасса его объявили в розыск.
Владика и его товарищей «арестовали» в Ясиноватой 12 сентября 2016 года. На момент незаконного задержания подросткам было от 15 до 17 лет. Так называемые «правоохранительные органы» группировки «ДНР» прозвали школьников «ясиноватские подрывники», обвинили в терроризме и диверсионной деятельности, а потом по призрачным законам «осудили» на срок от 10 до 15 лет.
Что сейчас с парнями, никто точно не знает. Их родственники и друзья отказываются общаться с прессой. А правозащитники офф-рекордс говорят, что ребят, вероятнее всего, содержат в разных местах: в СИЗО №5 в Донецке, где некоторых украинских военнопленных удерживают еще с 2015 года, на территории Макеевской исправительной колонии №32, а также в бараках Западной исправительной колонии №97, которая в декабре 2017 года была пунктом сбора украинских военнопленных для дальнейшего обмена. Однако информация о местах незаконного заключения подростков требует дополнительных подтверждений.
В ООН знают
Три года назад, осенью 2016-го, так называемое «МГБ» группировки «ДНР» опубликовало видео допросов незаконно задержанных подростков. Все пятеро под очевидным давлением рассказывают, что были якобы завербованы украинским военным, периодически срываются на плач, потом путаются в «показаниях» и версиях «взаимодействия». Российские гибридные силы со всех возможных каналов, включая государственное телевидение РФ, уверяют, что подростки за деньги подрывали машины боевиков и предпринимателей из Ясиноватой. Якобы местные жители были должны украинскому военному крупную сумму денег, а подрывы «должны были их припугнуть». «Медиа» группировки «ДНР» в 2016-м новости про школьников подавали с заголовками из серии «В ходе спецоперации удалось задержать опытных диверсантов, завербованных украинскими спецслужбами».
О том, что теперь уже совершеннолетние парни из Ясиноватой уже четвертый год находятся в плену российских гибридных сил, украинская сторона прекрасно знает. Так, зимой 2019-го в одном из своих постов о них вспоминала уже экс-уполномоченная президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях.
«По требованию украинской стороны на ТКГ еще раз поставили вопрос освобождения подростков из Ясиноватой, и надеемся, что в этом вопросе вскоре будет прогресс», – писала Геращенко.
Спустя девять месяцев новостей об освобождении подростков так и не появилось. Хотя еще в 2017-м Ирина Геращенко сообщала у себя в Facebook, что о ребятах из Ясиноватой знают даже в ООН. По словам политика, подростков должны были освободить еще 1 января 2017 года, но боевики группировки «ДНР» не сделали этого.
На своих страницах в российской соцсети «ВКонтакте» парни из Ясиноватой, которых на оккупированной части Донбасса называют «опытными диверсантами», публиковали фотографии с открытыми лицами и были зарегистрированы не под никами, а под реальными именами. Денис Хмеленко выставлял много общих снимков с девушкой, а Владислав Пазушко почти на каждом фото неразлучен со своим мопедом. Подростки, судя по соцсетям, вели самый обычный для их возраста образ жизни — гуляли на природе, играли в онлайн игры и смотрели фильмы. При этом, ребята очевидно увлекались сериалом «Бригада». У Пазушко «ВКонтакте» есть постеры с героями сериала, и фотография, где друзья стоят с закрытыми лицами, а рядом подписи с их «позывными».
В плену у российских гибридных сил в ОРДЛО до сих пор остаются 227 украинцев. Несмотря на то, что эти данные озвучивает СБУ, сколько точно узников незаконно удерживают на оккупированной территории, сказать невозможно. Пока имена одних пленников вносят в так называемые списки обмена, жизни других, неизвестных обществу людей, находятся под угрозой.
#Незабуті:
У камері поруч із вбивцями в полоні угруповання «ЛНР» перебуває 22-річний студент
«Жена пойдет следом». Как российские наемники запугивали семью пленного Матюшенко
«Вони гниють там заживо». Історії полонених спецпризначенців
14 лет тюрьмы в Донецке или 30 тысяч долларов: история заключения Александра Тимофеева
У полоні «ДНР» з 2015-го: історія танкіста Богдана Пантюшенка
Человека с инвалидностью российские гибридные силы возят по городу как «подрывника» СБУ
Більше про жертв переслідувань бойовиків читайте і дивіться ТУТ