Союз химиков и Федерация работодателей Украины направили обращение к премьеру Владимиру Гройсману. Направившие это обращение считают, что сделали работу Кабмина и составили стратегию развития химической промышленности до 2030 года, поскольку профильные министерства этим не занимаются. Химическая промышленность, по мнению экспертов, деградирует из-за того, что многие предприятия остались на неподконтрольной территории, а также потому, что власть не поддерживает собственного производителя. Результат – 80% химической продукции Украина завозит из-за границы.
До войны только одно из крупнейших предприятий Европы – горловский «Стирол» – производило 3% минеральных удобрений во всем мире. Тогда по удобрениям Украина занимала пятое место среди стран-производителей, сейчас – в конце десятки. Зато у России Украина покупает в год удобрений на полтора миллиарда долларов, а это преступление, считает генеральный директор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичов.
И если в начале конфликта оправданием мог быть захват заводов группировками, то сегодня потери химпрома правительство уже давно могло компенсировать, считает эксперт.
даже без предприятий, которые остались в оккупации, мы могли бы сделать отличный прорыв!Руслан Ильичов
«Даже без предприятий, которые остались на неподконтрольной территории, у нас мощный комплекс, чтобы развивать производство. У нас есть Запорожский титано-магниевый комбинат, у нас есть «Сумыхимпром», есть много предприятий-производителей удобрений, много предприятий нефтепереработки, которые простаивают. То есть даже без предприятий, которые остались в оккупации, мы могли бы сделать отличный прорыв!» – считает Руслан Ильичов.
Украина завозит 80%, а США только 20% химпрома, Кабмин бездействует – Ковеня
Федерация работодателей и Союз химиков Украины направили Владимиру Гройсману требование разработать стратегию развития химической промышленности. Как вариант, направили свое видение работы отрасли до 2030 года. Сегодня 80% продуктов химической промышленности, в том числе, и таких важных как удобрения и топливо, Украина завозит, это необходимо изменить. Для сравнения, США и Китай завозят только 20%. В разработанной Черкасским НИИ альтернативной стратегии решение этих проблем предлагается, но в ней украинская химическая промышленность представлена без предприятий, оставшихся на неподконтрольной территории, их запустить будет невозможно, считает директор этого НИИ Тамара Ковеня.
Зная реальную ситуацию по «Стиролу», в реальной перспективе это предприятие, скорее всего, не заработаетТамара Ковеня
«Зная реальную ситуацию по «Стиролу», я очень сомневаюсь, что в реальной перспективе это предприятие может быть включено в какую-либо цепочку. Я общаюсь с бывшими работниками «Стирола», они сообщают, что тот «Стирол», который должен был заработать, скорее всего, не заработает!» – говорит Тамара Ковеня.
В ближайшее время химпром ОРДЛО не запустят, нет рабочих – эксперт
Химические предприятия захваченной части Донбасса в ближайшее время не заработают, поскольку большинство рабочих разъехались, квалифицированных кадров нет. Эта проблема характерна и для других регионов Украины, считает президент Союза химиков Украины Алексей Голубов.
Не запустят – нет людей. Может, с двух предприятий соберем рабочих на пару смен горловский «Стирол», кадры там разбежалисьАлексей Голубов
«Ну вот, если сейчас сырье дать, то не запустят – нет людей. Может, с двух предприятий соберем рабочих на пару смен. Это я говорю и в целом по химической отрасли, и про горловский «Стирол», в частности: кадры там разбежались, и собрать их будет нереально. Из Черкасс, из Ровно у нас тоже уезжают, из Одессы люди разбегаются», – заявил Алексей Голубов.
В Украине газ – главное сырье химпрома – в 4 раза дороже, чем в России и США, вдвое, чем в Турции. Это еще одна причина, почему украинская промышленность постоянно сдает позиции, заводы просто не могут конкурировать по цене в таких условиях. В результате, в Украине доля химпрома 4%, а в Китае или Кореи – 18-20%.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК ДОНБАСС.РЕАЛИИ
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)