Александра Самойлова
(Друкуємо мовою оригіналу)
Для вузов обычная практика – вывешивать в учебных заведениях плакаты о готовящихся днях отрытых дверей. В этом году такие агитки «Луганского университета имени Т. Шевченко» оперативно поснимали во всех школах.
Выпускникам пытаются «помочь» в выборе будущего. Сама я оказалась на учебе на оккупированной территории из-за таких же мелочей и теперь хотела узнать, что будущие студенты думают о ситуации. Одного из них, школьника из Краснодона, я спросила о его планах.
– Сейчас я уже примерно представляю, что будет в конце учебного года. Расписание выпускных экзаменов вывесили. Их будет четыре. Общий для всех экзамен теперь по русскому языку. Остальные: профильный, на выбор школы и на выбор выпускника. Программы к ним, как я понимаю, прошлогодние украинские.
– Какой документ обещают выдать по окончанию учебы?
– Какой-то «аттестат ЛНР». Говорят, что он должен котироваться на территориях «народных республик» и в России. Но параллельно с этим все равно предложили сдавать ЕГЭ (единый государственный экзамен в России – ред.) по желанию. Если его сдать, то можно получить обычный российский аттестат.
– Что советуют учителя?
Преподаватели говорят, чтоб мы ехали и не возвращались, пока нас хоть куда-то хотят взять
– Преподаватели говорят, чтоб мы ехали и не возвращались, пока нас хоть куда-то хотят взять. А вообще, они не особо в курсе того, что их лично не касается. В прошлых годах о ЗНО они могли что-то сказать только потому, что в нашей школе его проводили, и каждый читал инструкцию.
– Родители осведомлены больше преподавателей? Что они думают?
– Они знают примерно то же самое – куда и когда ехать, что с собой брать. А какие экзамены на что влияют, и зачем я их столько буду сдавать – не особенно отслеживают.
– А что ты сам думаешь по поводу этой неопределенной ситуации?
– Мне не хотелось бы идти в местную бурсу. Не хочу оставаться в Краснодоне и вообще в «ЛНР». Это тлен. Экономические проблемы, нет нормального образования. Скучно, в конце концов. Поэтому я написал заявление на сдачу ЕГЭ, несмотря на то, что не готов к нему ни морально, ни интеллектуально.
– Как это будет происходить?
– Пока говорят, что всех желающих дружно посадят в автобус и повезут в один из соседних российских городов. Там мы будем писать тест на общем основании с российскими школьниками.
– Много таких в твоем классе?
Все наши, кто хотел поступать в Украину, уехали до начала этого учебного года
– Примерно половина. Остальные, видимо, остаются в «ЛНР». Просто потому, что первое ЗНО уже прошло, но на него никто не поехал. Все наши, кто хотел поступать в Украину, уехали до начала этого учебного года.
– Я правильно понимаю, что в случае успешной сдачи экзаменов тебе будет светить целых два «аттестата»?
Надеюсь, что будет прошлогодняя система, когда по статусу беженца можно было поступать через какие-нибудь экзамены и собеседование
– Так и есть. Но мне это ничего не дает. Я собираюсь поступать в Россию, и «ЛНРская» бумажка мне не ни к чему. Только распыляю силы и нервы. Я ведь еще не знаю, на основании чего буду поступать. В ЕГЭ я не уверен и на его результаты не сильно рассчитываю. Надеюсь, что будет прошлогодняя система, когда по статусу беженца можно было поступать через какие-нибудь экзамены и собеседование.
– Что планируешь делать после сдачи всех экзаменов?
Уже взяли костюмы, разучиваем вальс и прочую ерунду. Родителям и одноклассницам хочется, во что бы то ни стало, увидеть праздник. После этого соберу все свои «бумажки», и группой из нескольких одноклассников – в Ростов
– Долго и беспечно отмечать выпускной. Каким бы ни было сложным положение, но все равно готовимся к торжеству. Уже взяли костюмы, разучиваем вальс и прочую ерунду. Родителям и одноклассницам хочется, во что бы то ни стало, увидеть праздник. После этого соберу все свои «бумажки», и группой из нескольких одноклассников – в Ростов. Буду искать там учебное заведение, готовое меня принять.
Еще в сентябре этот, тогда еще несовершеннолетний, школьник, собирался в Одессу, к морю и родственникам, как хотела мама. Я лично обещала сопровождать его на ЗНО и на подачу документов. Но семейный совет и привычка идти по направлению наименьшего сопротивления, видимо, победили. Надеюсь, когда-нибудь влияние Большого Брата окажется над ним бессильно, и мы вместе осядем в Одессе-маме.
Александра Самойлова, студентка, город Луганск
Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода
Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org