(Друкуємо мовою оригіналу)
В Лисичанке 44 семьи из разрушенной многоэтажки уже получили компенсацию за утраченное жилье. Практически два года назад 108 семей, проживавших в доме №17, остались без крыши над головой. Во время боев за город в здание попали снаряды артиллерии. Дом горел три дня. Обрушились перекрытия двух подъездов. Третий выглядит целым, но только визуально. Комиссия горсовета признала все здание непригодным для проживания. Почти два года жильцы добивались компенсации от государства. И только в апреле этого года 30 миллионов гривен было перечислено из областного в городской бюджет Лисичанска. Выдавать деньги жильцам начали в середине мая.
44 семьи из разрушенной в Лисичанске многоэтажки уже получили компенсацию за утраченное жилье. В ближайшие дни деньги должны получить еще 16 семей. Размер компенсации зависит от площади квартир. За каждый квадратный метр выплачивают немногим более 5 тысяч гривен. Среди тех, кто уже получил деньги – представитель инициативной группы Анатолий Нагорный. По его словам, некоторые жильцы, получив компенсацию, уже успели купить себе новое жилье. Так как если искать квартиру в том же районе, где расположен поврежденный дом, то денег хватает.
«Разрушенный дом находится в южных микрорайонах. Там за те суммы, которые выплачиваются, люди могут себе купить равноценное жилье», – рассказал Анатолий Нагорный.
Однако получить компенсацию удалось пока не всем. Нина Кутукова продолжает жить в наполовину разрушенном доме. Без газа, воды и отопления. Но другого жилья у нее нет. Говорит, что еще не получила компенсации из-за собственной ошибки.
«У меня муж после бомбежки умер. А я его часть квартиры не унаследовала. Сначала думала, что дом разбитый и зачем деньги тратить? А как стали компенсацию выплачивать, так нужны были все документы. Вот ждала, пока оформляла наследство», – рассказала Нина Кутукова.
Организационных проблем, связанных с выплатой компенсаций, много, говорит первый заместитель городского главы Лисичанска Андрей Шальнев. Так, до сих пор не удалось отыскать владельцев четырех квартир. Кроме того, во многих семьях есть проблемы с документами.
«Есть люди, у которых сгорели правоустанавливающие документы. Находим в архивах, находим у нотариусов. Но это тоже задержка происходит. У некоторых совладельцы их имущества – дети или родители, которые находятся за пределами Украины. Защита детей – это дополнительно нужно проводить опекунский совет. Как бы такие обычные стандартные бюрократические процедуры, которые необходимо пройти», – рассказал Андрей Шальнев.
Когда компенсация за утраченное жилье будет полностью выплачена, владельцы 37 квартир планируют создать еще одну инициативную группу и добиваться выплат за сгоревшее внутри квартир имущество.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)